Региональные авиаперевозки оживят поправками в законодательство

Авиарейсы в труднодоступные районы Крайнего Севера находятся на государственной дотации. Часть средств поступает из региональных бюджетов. Однако сегодня софинансирование со стороны ряда регионов практически прекращено — в кризис на это просто не хватает денег. Так есть ли будущее у авиасообщения в северных регионах страны? Проблему обсудили на «круглом столе», организованном комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению.

О проблемах авиаперевозок в условиях Крайнего Севера написано много. Районы эти малонаселенные, да и доходы людей со столичными не сравнить. Содержание аэропортового хозяйства, даже если оно совсме маленькое, требует немалых вложений. Региональные авиаперевозки хронически нерентабельны.

«Выручает программа государственного субсидирования», — заметил сенатор Александр Акимов. Он напомнил, что решающий шаг в создании программ субсидирования авиаперевозок был сделан в 2011 году. Тогда президентом было принято решение дотировать билеты на полеты из районов крайнего севера в европейскую часть России для пассажиров моложе 23 лет,инвалидов, пенсионеров преклонного возраста. В 2013 году на базе Приволжского федерального округа был создан пилотный проект регионального авиасообщения. В субсидирование авиаперевозок активно включилось государство совместно с регионами. В 2016 году из федерального бюджета на эти цели будет выделено более 3 миллиардов рублей.

«И эти показатели пересматриваться не будут даже если бюджет повергнется секвестру», — уверяет заместитель министра транспорта Валерий Окулов. Госпрограммы не просто заработали, на некоторых направлениях они уже приносят прибыль. Об этом говорят и цифры статистики. По данным Росмавиации за прошлый год общий объём авиаперевозок в стране упал на 6 %. Особенно пострадал рынок внешних перевозок, его падение составило почти 22%. На этом фоне региональные перевозки показали неожиданный рост в 11% .

На этих направлениях было перевезено более 3 миллионов пассажиров. И это неудивительно, ведь с развитием сети региональных маршрутов была решена проблема транзита через столичные города, которым раньше пользовались до 70 % пассажиров внутренних рейсов. Однако, по мнению Валерия Окулова, успех может оказаться кратковременным. Для того, чтобы региональные перевозки приносили прибыль нужно развивать их сеть. Как говорят транспортники «раскатывать» новые маршруты. Это особенно актуально в северных районах с большим количеством населенных пунктов, находящихся в труднодоступных районах. Между тем авиасообщение туда приходит медленно. По данным Счётной палаты из 129 субсидированных маршрутов в труднодоступные районы проложены только 23. «Без новой техники, приспособленной к районам с арктическим климатом, эту проблему не решить, — констатировал Окулов.

По данным Минпромторга, на нынешний год из авиакомпаний, обслуживающих районы крайнего севера поступило всего 4 заявки на новый самолет ТВС (представляет собой модернизированный Ан2). Столь низкое число заявок делает производство этой машины заведомо нерентабельным,- замечает директор департамента авиапромышленности в Минпромторге Сергей Емельянов. Ситуация не кажется удивительной министру транспорта из Бурятии Сергею Козлову.

Министерство спрашивает у региональных авиакомпаний, которые и так еле сводят концы с концами. Кроме того предлагается новая машина, которая просто не может устроить таких перевозчиков по цене»,- считает чиновник. После внесения поправок в законодательство, которые готовятся в правительстве приобретать самолеты смогут не только авиакомпании, но и правительства регионов и даже аэропорты. Кстати на модернизации последних по словам Валерия Окулова положительно сказалось другое законодательное решение: аэропорты превратили в ФКП Федеральные казенные предприятия, что облегчило их финансирование из бюджета.

За три года полностью модернизовано семь аэропортов в северных зонах. Это Чукотка, Дальний Восток, Амдерма, Камчатка и другие. Кроме того все они получили самое современное навигационное оборудование, — свидетельствует Валерий Окулов. Теперь как ожидается аэропорты смогут еще и заказывать для себя воздушные суда. В качестве плана Б в правительстве рассматривается и другое нововведение — создание единого госуджарственного заказчика для региональных авиаперевозок.

По словам заместителя руководителя федерального агентства воздушного транспорта Олега Клима, единый заказчик сможет аккумулировать у себя средства федерального и региональных бюджетов и уже само распределять, какие машины и на какой срок брать у государства в лизинг. Пакет документов из правительства в Думе ждут в начале мая. Надо спешить. Ведь развитость региональных маршрутов показатель развития экономики страны.


Просмотров 1567

27.02.2016

Популярно в соцсетях