Рост цен на бензин неизбежен
Минфин предлагает провести внеплановое повышение акцизов с 1 апреля этого года
Стоимость бензина может увеличиться на два рубля, а дизельного топлива — на один рубль. В Совете Федерации к повышению акцизов относятся насторожённо, о чём стало известно на заседании бюджетного комитета палаты регионов в среду. В итоге сенаторы инициативу одобрили, но разговор на заседании был острым и напряжённым.
Пора переписывать ценники
Если быть точным, то акциз на высококачественный бензин пятого класса Министерство финансов предлагает повысить на 34,5 процента. Акциз на другие виды бензина — почти на 25 процентов, а для дизельного топлива — на 27,6 процента.К чему это приведёт, абсолютно очевидно. Вверх пойдут не только цены на бензин, но и на все остальные товары, потому что подавляющее большинство производственных и торговых компаний сильно зависят от динамики цен на топливо. Также известно, что за счёт повышения акцизов бюджет получит 89,3 миллиарда рублей дополнительных доходов, что уже неплохо, потому что из-за дешёвой нефти федеральная казна в этом году может недосчитаться нескольких триллионов рублей.
По оценке Минфина, апрельское повышение акцизов может привести к росту цен на топливо на два рубля, хотя, по мнению сенатора Валерия Семёнова, на этом подорожание бензина не остановится. Продолжится оно после очередного роста нефти на мировом рынке. Когда нефть пошла вниз, наш рынок этого не почувствовал. Когда же начнётся очередное повышение, все нефтяные компании начнут продавать бензин на экспорт. На внутреннем рынке возникнет нехватка топлива, и это приведёт к повышению его стоимости.
Нефтяные компании могут вернуться к производству некачественного бензина
Увеличивать акцизы нужно очень осторожно, потому что у Правительства есть много других механизмов для пополнения бюджета. Об этом на заседании комитета рассказал первый заместитель председателя бюджетного Комитета Совета Федерации Владимир Петров. «Скажите прямо — приведёт ли рост акцизов к увеличению цен на топливо? В зависимости от вашего конкретного ответа на этот вопрос я буду голосовать либо положительно, либо отрицательно. И ещё вопрос — почему цена нефти на мировом рынке падает, а в России топливо стоит на месте?» — спросил сенатор присутствовавшего на заседании комитета заместителя министра финансов Юрия Зубарева.По словам представителя Минфина, в этом вопросе нет никакой тайны. Цена за баррель, которая на мировом рынке измеряется в долларах, упала. На внутреннем рынке стоимость бензина измеряется в рублях, но рубль, в свою очередь, понизился по отношению к доллару. Это в конечном итоге компенсировало цену на топливо, и она пока остается практически неизменной. Впрочем, такая аргументация сенаторов не убедила.
«Я не очень понимаю, каким образом внутренняя стоимость бензина привязана к мировым ценам, — возмутился заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин, — никакого отношения друг к другу эти две цены не имеют». По словам сенатора, обсуждая предложение Минфина о повышении акцизов в первую очередь нужно обратить внимание, что они могут вырасти для бензина пятого класса. В последние годы государство декларировало поддержку производителей, которые приступили к переоборудованию нефтеперерабатывающих предприятий и занялись модернизацией производства для выпуска высококачественного топлива пятого класса.
«Мы уменьшали акцизы для пятого класса, но в этой поправке увеличение акцизов на него предусматривается сильнее, чем для других классов бензина. Тем самым мы опять даём сигнал нефтеперерабатывающей промышленности, чтобы они изменили свои технологии и вернулись к производству некачественного топлива. У нас опять будут ужасные выбросы, и вот этот вопрос не очень приятен для Правительства», — считает Евгений Бушмин.
Несмотря на итоговую поддержку сенаторами министерской инициативы, вопросы всё же остались. Почему, например, россияне должны одновременно из своего кошелька оплачивать акцизы на бензин и транспортный налог? Дискуссия на эту тему идёт уже несколько лет. Несколько раз федеральные власти обещали налог отменить, но пока решение не принято, и автомобилисты вынуждены платить за пользование дорогами дважды.