Плеснуть бензинчика в топку инфляции
Правительство предлагает повысить акцизы на топливо
Кабинет министров России внёс в Государственную Думу законопроект, согласно которому с 1 апреля будут введены новые, более высокие ставки акцизов на все виды автомобильного топлива, а также на прямогонный бензин и средние дистилляты. Шаг беспрецедентный, если учесть, что это — второе повышение акцизов в 2016 году, с 1 января были повышены ставки на бензин на 36 процентов, на дизтопливо — на 20 процентов. Автолюбителей и водителей-профессионалов ждут новые весенние ценники на автоколонках, как бы ни уверял в обратном автор законопроекта министр финансов Антон Силуанов. Но этим не ограничатся последствия правительственной инициативы.
Заплатят все
Алгоритм действий Кабмина прост и незатейлив: надо латать финансовые дыры в наспех свёрстанном и плохо просчитанном федеральном бюджете, а для этого все средства хороши, и особенно такое безотказное, как повышение цен на социально значимый товар, которым, без сомнения, являются все виды автомобильного топлива: вне зависимости от благосостояния и уровня доходов платить будут, ездить-то надо, а многим сотням тысяч — и зарабатывать на автомобилях больших и маленьких. Правительство намерено получить от этого действа дополнительно примерно 90 миллиардов рублей. Сумма, конечно, проблем бюджета размером минимум в 2,3 триллиона рублей не решит, но позволит, по замыслу финансистов, наскрести часть средств, необходимых для выполнения антикризисного плана. Напомним, сейчас не определены источники его финансирования примерно на 250 миллиардов рублей.Других ходов от Правительства ждать трудно, подобное уже было в 2013 году, когда также повышали акцизные ставки, и Правительство уверяло, что конечная цена на автомобильное топливо не изменится, а она не послушала чиновников и выросла, причём с коэффициентом 1,5—1,7. Иначе говоря, на рубль увеличения акциза розничная цена выросла минимум на полтора рубля. Исходя из этого опыта, можно предполагать, что в случае принятия законопроекта цены на дизель возрастут на полтора рубля (акциз по законопроекту возрастает на рубль) и на бензин — на три рубля (акциз возрастает на два рубля).
Парадоксы либерального планирования
И всё бы ничего, в конце концов не в первый раз население расплачивается всем миром за правительственные экзерсисы в экономике, только вот остаётся неясным, а как же основной приоритет нынешней официальной политики, о котором не устают повторять Центробанк и руководители экономического блока Правительства? Имею в виду борьбу с инфляцией. Ведь доля топлива в себестоимости единицы продукции достаточна весома и составляет от 2 до 10 процентов, а с учётом «либерального» мультипликатора, то есть стремления получить максимальную прибыль при минимальных усилиях, этот показатель возрастает кратно? И просчитывало ли Правительство, насколько увеличение акцизов раскрутит инфляцию? Ведь в апреле начинается посевная компания и далее до осени — уборка урожая и другие массированные сельхозработы? Пока в российских сёлах множество электромобилей не зафиксировано, потому траты на топливо очень существенно влияют на стоимость сельхозпродукции, особенно с учётом того, что цена литра дизеля превышает себестоимость литра молока и равна производству полкило свинины…Между тем на развитие сельского хозяйства госбюджет выделяет примерно триста миллиардов рублей, на сопутствующее производство сельхозтехники — около 100 миллиардов. Можно с уверенностью сказать, что часть этих сумм пойдёт на компенсацию возросшей стоимости топлива. Вот и получается очередной парадокс либеральной политики: Центробанк сжимает до неприемлемого уровня кредитование промышленности и села, мотивируя необходимостью бороться с инфляцией, а находящийся в полутора километрах от него в Москве Минфин раскручивает эту самую инфляцию, провоцируя рост цен на продукты, товары, транспортные услуги, да практически на всю линейку потребительских и промышленных товаров. В результате экономика крутится вхолостую, создавая видимости: финансисты создают видимость сбалансированного бюджета, банкиры — видимость борьбы с инфляцией. Только у людей (избирателей, кстати) нет видимостей, а есть реальный рост цен.