Все о пенсиях в России

вчераГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

два дня назадКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

два дня назадКак узнать размер будущей пенсии

На платном участке дороги М11 временно снизили тариф

В Госдуме 30-процентную уступку концессионера назвали незначительной и требуют скинуть полцены

01.02.2016 18:35

С 4 февраля базовые тарифы участков платной трассы Москва — Санкт-Петербург снизят до 33 процентов. «Щадящий» режим продержится всего месяц, до выяснения оптимальной стоимости проезда. Таким образом Северо-Западная концессионная компания, эксплуатирующая трассу М11, отреагировала на критику автомобилистов и властей. Профильный комитет Госдумы считает, что государство должно вмешаться в тарифную политику компании, однако эксперты предупреждают, что такой шаг отпугнёт немногих оставшихся инвесторов.

Постоянным клиентам скидка

Ожидается, что стоимость проезда от Москвы до Зеленограда для первой категории транспортных средств в пиковые часы рабочей недели будет снижена на 29 процентов, а в ночные часы — на 33 процента.

В пресс-службе ООО «СЗКК» рассказали, что для упрощения процесса оплаты при частом использовании дороги водителям предлагается установить на автомобиль транспондер. Это небольшое электронное устройство крепится на ветровое стекло автомобиля и даёт возможность производить оплату дистанционно. Скидки для владельцев таких приборов ещё значительнее — до 70 процентов.

Однако воспользоваться удобствами платного участка М11 даже с учётом большого дисконта автомобилисты не торопятся — цены всё равно кусаются. На данный момент тариф на трассе Москва — Санкт-Петербург для легковых автомобилей от Москвы до аэропорта Шереметьево-2 составляет от 80 до 250 рублей, а весь участок до Солнечногорска обойдётся от 160 до 500 рублей в зависимости от времени движения. За два месяца эксплуатации платной дороги, по данным пресс-службы Северо-Западной концессионной компании, транспондеры приобрели около 13 тысяч автомобилистов.

Торг здесь неуместен

Первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак заявил «Парламентской газете», что на первом же заседании комитета будет поднят вопрос, чтобы тариф на проезд по платной Ленинградке снизили на постоянной основе.

- Минимум на 50 процентов снизить цены и никаких возвратов к нынешним, — подчеркнул он.

Комитет выработает рекомендации по этому поводу для Минтранса и ФАС, которая взяла на себя функции упразднённой в прошлом году Службы по тарифам. Предполагается введение жёсткого регулирования цены за проезд по платному участку трассы Москва — Санкт-Петербург. Именно на этой дороге ситуация наиболее остра и вызывает больше всего нареканий.

По словам депутата, «500 рублей от Москвы до Солнечногорска в одну сторону — не укладывается ни в какие общепринятые нормы». Очевидно, что временные скидки не дадут результата, автовладельцы, бойкотирующие сегодня платную дорогу, не вернутся.

Однако в успехе парламентских усилий сомневается депутат от фракции ЛДПР Александр Старовойтов.

- Генпрокуратура заявила о завышении тарифов на М11, президент страны раскритиковал ценовую политику концессионера, а в ответ насмешка — временное, да ещё и незначительное снижение стоимости проезда, — прокомментировал ситуацию замглавы профильного комитета Госдумы. — На что в таком случае может рассчитывать парламент?

Массу вопросов, по его мнению, вызывает скрытая за семью печатями тайна формирования цены проезда на участке платной Ленинградки.

- Глядя на пример Северно-Западной концессионной компании, цены могут поднять и другие владельцы платных дорог, — предположил он. — Всё равно объяснять никому ничего не нужно будет.

Конец государственно-частному партнёрству?

В то же время старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова убеждена, что своим вмешательством власти могут отпугнуть инвесторов и дороги вообще строить будет некому.

- Государственно-частное партнёрство, о котором последние лет десять мы так много говорим, из-за постоянного вмешательства властей и изменений правил игры может так и остаться пустыми словами, — рассказала эксперт. — По крайней мере в сфере строительства автомобильных дорог.

Изначально, когда инвестор вкладывал свои собственные деньги в строительство автомобильной дороги, он проводил расчёты окупаемости проекта. С учётом этого заключался и контракт.

Естественно, что тариф закладывался такой, чтобы за время концессионного соглашения компания могла получить прибыль. Давление со стороны властей может привести к тому, что недополученную прибыль компании возвратят уже не автомобилисты, использующие трассу, а мы с вами.

- Наверняка в контракте есть пункт, регулирующий отношения между инвестором и заказчиком в плане компенсации понесённых потерь, — пояснила Екатерина Решетова. — Подобные риски всегда оговариваются. Таким образом, если из-за низких тарифов компания не «отобьёт» свои вложения, государство обязано будет доплатить. И сделает это из наших с вами налогов.

Теперь отчасти понятна бездеятельность и спокойствие концессионера, которому с самого начала ввода платного участка дороги автомобилисты фактически объявили бойкот, игнорируя трассу. Деньги всё равно вернутся.

По словам эксперта, тариф рассчитывался в ценах 2007 года и после всех индексаций значительно вырос. К тому же сильно изменилась и экономическая ситуация в стране. Валютные риски если и учитывались, то явно не в той степени, в которой они сейчас проявились.

Государственная компания «Автодор», которая занимается строительством дорог, делает это по двум схемам: с привлечением частных инвестиций и госсредств. Участки дороги в обход города Одинцово и отрезки трассы М11 построены совместно с бизнесом. В то же время федеральные трассы М1, М4 «Дон», М3 «Украина» возводили за бюджетные деньги, поэтому тарифы там ниже. На них действует установленный государством тариф 1 рубль за километр с учётом ежегодной инфляции.

В июле 2015 года «Автодор» провёл индексацию тарифов на всех участках, исходя из официальных данных роста потребительских цен в 2014 году на 11,4 процента, в 2013 году — на 6,5 процента и в 2012 году — на 6,6 процента. В результате средневзвешенный тариф для легковых автомобилей вырос с 1 до 1,3 рубля за километр, сообщала пресс-служба «Автодора».

Высокие тарифы на платной Ленинградке объясняют большими затратами частных средств при её строительстве. По данным ООО «СЗКК», общая стоимость проекта — свыше 60 миллиардов рублей, а по другим источникам, более 72 миллиардов. При этом только треть суммы предоставило государство, остальное — инвестиции акционеров и привлечённые концессионером заёмные средства.

Впрочем, стоимость строительства не всегда напрямую влияет на стоимость проезда. Самая дорогая строящаяся дорога в Европе — центральная часть Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Дорога длиной 11,7 километра по большей части будет состоять из мостов и тоннеля и обойдётся более чем в 120 миллиардов рублей. Почти половина инвестиций — 51 миллиард рублей — приходится на бюджет. Концессионером ЗСД является созданный Газпромбанком и ВТБ консорциум «Магистраль Северной столицы». Сейчас проезд по южному и северному участкам ЗСД стоит 9,4 и 3,8 рубля за километр. Около 10 рублей будет стоить километр проезда по центральному участку после завершения работ. В компании-инвесторе заявили, что в Санкт-Петербурге ниже платежеспособный спрос, поэтому и тарифы будут меньше.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3561