Все о пенсиях в России

04.12.2024Россиянам напомнили, какой будет пенсия без стажа работы

03.12.2024Россиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

03.12.2024Депутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

Новый экономический план внушает оптимизм

Правительство формирует антикризисную программу на 2016 год

27.01.2016 14:18

Если кто не знает, экономика у нас на подъёме, а «дно кризиса» пройдено ещё летом, как доложил 26 января Президенту России министр экономического развития Алексей Улюкаев. Однако предварительные данные Росстата свидетельствуют совсем о другом: падение практически по всем отраслям экономики в целом на 3,7 процента, исключая сельское хозяйство, увеличившее производство на 3 процента. Есть и рост — безработицы — на 7,4 процента, потребительских цен — на 15,5 процента.

Куда ушли деньги

Можно ли было избежать такого развития событий? Ведь, предвидя, что год будет нелёгкий, Правительство утвердило в январе 2015  антикризисную программу, которая была призвана смягчить негативные последствия от того, что упали нефтяные доходы бюджета, а западный импорт и инвестиционные заимствования на внешних рынках, включая китайские источники, были блокированы. Между тем в прошлом году на антикризисные мероприятия была выделена громадная сумма — 2,332 триллиона рублей! План их использования насчитывал 60 пунктов и охватывал, кажется, все сферы социальной и экономической жизни. Но… Попытка оказалась неудачной, хотя с таким объёмом финансирования, равным двухмесячным затратам на создание и воспроизводство всей промышленности России, вполне можно было обеспечить стабильность и устойчивость экономики.

Причины этого, видимо, следует искать в том, что около триллиона рублей были выделены не на финансирование реального сектора экономики, а на поддержание ликвидности банковской системы. А банки в полном соответствии со своей логикой направляли эти средства не столько на кредитование промышленности и села (да и кто  взял бы кредиты по 20—25 процентов годовых), а на операции на финансовом рынке, где валютные спекуляции и биржевая игра приносили гарантированный и быстрый доход. Банки, понятно, выиграли, раскручивая инфляционные процессы, а вот промышленность проиграла.

Другая проблема — плохо спланированный и неудачно организованный инвестиционный процесс. Счётная палата России, проверившая, как выполняются антикризисные мероприятия, зафиксировала следующие результаты: антикризисные мероприятия в соответствии с отчётом Правительства выполнены лишь по 34 пунктам, или на 56,7 процента от плана.  Но и этот отчёт оказался недостоверным, Счётная палата установила  его расхождения с действительностью, в частности, выяснилось, что полностью выполнено всего 17 пунктов антикризисного плана, частично — 21 пункт, не выполнено 22 пункта. Приведённые данные свидетельствуют не только об отсутствии исполнительской дисциплины. Страшнее другое — антикризисные мероприятия эффективны по логике лишь тогда, когда реализованы полностью, в комплексе.  А если, к примеру, задачу по приросту свинины выполнили, а ввод комплекса по её переработке сорвали, то эффект нулевой.

И совершенно абсурдны факты, которые выявила Счётная палата, когда через некие фонды из антикризисных средств финансировались разработки катеров-аэроботов для увеселений состоятельных граждан, дверей класса люкс для бутиков и ресторанов… А верхом подобной антикризисной мудрости стали инвестиции в производство «тропических ракообразных», то есть омаров, креветок, лангустов! В наших-то северных широтах!  От таких проектов за версту пахнет коррупцией и банальным распилом средств «по знакомству». Но не только подобные факты свидетельствуют как минимум о некомпетентности и непрофессионализме аппарата социально-экономического блока Правительства, которое, видимо, весь прошлый год жило по принципу «само рассосётся», ожидая роста нефтяных цен, а в результате министр финансов России в декабре прошлого года  благодушно и необоснованно, как позже выяснилось, заявил, что пора заканчивать с антикризисными программами, пик кризиса пройден.

Надо спасать отрасли, способные насытить потребительский рынок

Не обошлось. Ситуация усугубилась вплоть до провальной, когда дефицит бюджета, рассчитанный по правительственным стандартам, возрос до пяти процентов в перспективе. Стало ясно, что надо иметь несколько вариантов управления финансовой и экономической политикой и учитывать все возможные факторы, чем в прошлом году Правительство похвастаться не могло. Видимо, на это раз президент максимально жёстко потребовал составить профессиональный и реальный план: сроки его разработки несколько раз переносили, а конкретные параметры до сих пор неясны, в прессе появились некоторые подробности. Министерства определили потребности в антикризисном финансировании в 1,7 триллиона рублей, а собственно план состоит из 96 пунктов, разбитых на четыре темы: структурная перестройка экономики; поддержка отраслей промышленности и сельского хозяйства; обеспечение социальной стабильности; поддержка регионов.

В частности, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что основное внимание уделено поддержке транспортного машиностроения, автомобильной и лёгкой промышленности, — на 25 миллиардов и 600 миллионов рублей соответственно, как сообщает агентство РБК. Не останется без внимания и сельское хозяйство, которое за последние годы развивается достаточно успешно.

Если эти факты и цифры соответствуют действительности, то антикризисную стратегию Правительство выбрало совершенно верно, поднимая в первую очередь отрасли, способные насытить потребительский рынок и привести в гармонию стоимостные и натуральные показатели бюджета, ограничив (не варварскими методами) инфляцию. Отечественные автомобили при грамотной ценовой политике займут секторы рынка, высвободившиеся в связи с падением ввоза иномарок. А рост производства и реализации российских легковушек не только ударит по инфляции, связывая свободную наличность, но и может подтянуть по технологической цепочке многочисленные смежные производства, обеспечивая новые рабочие места и сокращая безработицу. Такой же эффект даст и подъём лёгкой промышленности с дополнительным плюсом — сузится сфера импортозамещения, особенно по турецкому направлению, и, возможно, получат импульс к возрождению города Центральной России, где традиционно было развито ткацкое и швейное производства.

Другое направление  — социальная поддержка населения. Профильный вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что в антикризисный план, вероятно, будут включены меры по доиндексации свыше четырёх процентов пенсий, поддержке рынка труда и возможности свободно тратить материнский капитал.   

А Центробанк против

Почти два триллиона рублей — сумма мощная при умелом использовании.  Этих средств хватит, чтобы переломить многолетнюю бюджетную зависимость от просевших нефтяных доходов. И эти триллионы могут положить начало структурной перестройке экономики и изменению стратегической модели развития страны. Ведь проблема не только  и не столько в профессионализме Правительства: оно действует в рамках монетаристской модели, причём до неузнаваемости искажённой нашими теоретиками и практиками. А при этой модели сколько денег не закачивай в экономику, всё закончится неэффективным их использованием и прямым воровством, как зачастую случалось в прошлом году. У нынешнего Правительства в отличие от советского Госплана или аналогичных южнокорейских или японских правительственных структур совсем нет опыта планирования стратегических инвестиций и управления этими инвестициями, а потому и звучат оценки вроде упомянутого доклада Улюкаева, который считает, что если положительное сальдо в 145 миллиардов долларов торгового баланса не снизилось, то в экономике всё хорошо, спада нет. Правда, непонятно, почему увеличилось количество бедных, а реализация, к примеру, говядины упала на 47 процентов.

Менять стратегию надо, создавая новые интегрированные институты планирования и отказываясь от показавших неэффективность «дорожных карт» и стоимостных показателей, слабо связанных с действительностью, вследствие которых триллионы рублей остаются неиспользованными. Но надо и заниматься конкретной работой, учитывая прошлогодний опыт, например, финансировать антикризисные мероприятия со счетов в федеральном казначействе,  а не через банки, что может предотвратить коррупцию и нецелевое использование (в частности, для биржевой игры) средств; организовать жёсткий контроль за эффективностью затрат, чтобы не финансировать разведение омаров в реке Волга; создать стимулы для привлечения предпринимателей через льготные кредиты…

Только надо учитывать, что достичь успеха в борьбе с кризисом очень непросто, ведь Центробанк проводит финансовую политику, исключающую привлечение кредитных ресурсов в финансирование реального сектора экономики. В таких условиях задачи Правительства многократно усложняются. Видимо, необходим дополнительный государственный институт, который помог бы выработать не ограниченную идеологическими пристрастиями антикризисную политику. Им вполне может быть организованная форма надправительственного парламентского контроля, о необходимости ввести которую в последнее время неоднократно говорили депутаты и сенаторы самых разных политических воззрений.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1113