День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

Новый экономический план внушает оптимизм

Правительство формирует антикризисную программу на 2016 год

27.01.2016 14:18

Если кто не знает, экономика у нас на подъёме, а «дно кризиса» пройдено ещё летом, как доложил 26 января Президенту России министр экономического развития Алексей Улюкаев. Однако предварительные данные Росстата свидетельствуют совсем о другом: падение практически по всем отраслям экономики в целом на 3,7 процента, исключая сельское хозяйство, увеличившее производство на 3 процента. Есть и рост — безработицы — на 7,4 процента, потребительских цен — на 15,5 процента.

Куда ушли деньги

Можно ли было избежать такого развития событий? Ведь, предвидя, что год будет нелёгкий, Правительство утвердило в январе 2015  антикризисную программу, которая была призвана смягчить негативные последствия от того, что упали нефтяные доходы бюджета, а западный импорт и инвестиционные заимствования на внешних рынках, включая китайские источники, были блокированы. Между тем в прошлом году на антикризисные мероприятия была выделена громадная сумма — 2,332 триллиона рублей! План их использования насчитывал 60 пунктов и охватывал, кажется, все сферы социальной и экономической жизни. Но… Попытка оказалась неудачной, хотя с таким объёмом финансирования, равным двухмесячным затратам на создание и воспроизводство всей промышленности России, вполне можно было обеспечить стабильность и устойчивость экономики.

Причины этого, видимо, следует искать в том, что около триллиона рублей были выделены не на финансирование реального сектора экономики, а на поддержание ликвидности банковской системы. А банки в полном соответствии со своей логикой направляли эти средства не столько на кредитование промышленности и села (да и кто  взял бы кредиты по 20—25 процентов годовых), а на операции на финансовом рынке, где валютные спекуляции и биржевая игра приносили гарантированный и быстрый доход. Банки, понятно, выиграли, раскручивая инфляционные процессы, а вот промышленность проиграла.

Другая проблема — плохо спланированный и неудачно организованный инвестиционный процесс. Счётная палата России, проверившая, как выполняются антикризисные мероприятия, зафиксировала следующие результаты: антикризисные мероприятия в соответствии с отчётом Правительства выполнены лишь по 34 пунктам, или на 56,7 процента от плана.  Но и этот отчёт оказался недостоверным, Счётная палата установила  его расхождения с действительностью, в частности, выяснилось, что полностью выполнено всего 17 пунктов антикризисного плана, частично — 21 пункт, не выполнено 22 пункта. Приведённые данные свидетельствуют не только об отсутствии исполнительской дисциплины. Страшнее другое — антикризисные мероприятия эффективны по логике лишь тогда, когда реализованы полностью, в комплексе.  А если, к примеру, задачу по приросту свинины выполнили, а ввод комплекса по её переработке сорвали, то эффект нулевой.

И совершенно абсурдны факты, которые выявила Счётная палата, когда через некие фонды из антикризисных средств финансировались разработки катеров-аэроботов для увеселений состоятельных граждан, дверей класса люкс для бутиков и ресторанов… А верхом подобной антикризисной мудрости стали инвестиции в производство «тропических ракообразных», то есть омаров, креветок, лангустов! В наших-то северных широтах!  От таких проектов за версту пахнет коррупцией и банальным распилом средств «по знакомству». Но не только подобные факты свидетельствуют как минимум о некомпетентности и непрофессионализме аппарата социально-экономического блока Правительства, которое, видимо, весь прошлый год жило по принципу «само рассосётся», ожидая роста нефтяных цен, а в результате министр финансов России в декабре прошлого года  благодушно и необоснованно, как позже выяснилось, заявил, что пора заканчивать с антикризисными программами, пик кризиса пройден.

Надо спасать отрасли, способные насытить потребительский рынок

Не обошлось. Ситуация усугубилась вплоть до провальной, когда дефицит бюджета, рассчитанный по правительственным стандартам, возрос до пяти процентов в перспективе. Стало ясно, что надо иметь несколько вариантов управления финансовой и экономической политикой и учитывать все возможные факторы, чем в прошлом году Правительство похвастаться не могло. Видимо, на это раз президент максимально жёстко потребовал составить профессиональный и реальный план: сроки его разработки несколько раз переносили, а конкретные параметры до сих пор неясны, в прессе появились некоторые подробности. Министерства определили потребности в антикризисном финансировании в 1,7 триллиона рублей, а собственно план состоит из 96 пунктов, разбитых на четыре темы: структурная перестройка экономики; поддержка отраслей промышленности и сельского хозяйства; обеспечение социальной стабильности; поддержка регионов.

В частности, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что основное внимание уделено поддержке транспортного машиностроения, автомобильной и лёгкой промышленности, — на 25 миллиардов и 600 миллионов рублей соответственно, как сообщает агентство РБК. Не останется без внимания и сельское хозяйство, которое за последние годы развивается достаточно успешно.

Если эти факты и цифры соответствуют действительности, то антикризисную стратегию Правительство выбрало совершенно верно, поднимая в первую очередь отрасли, способные насытить потребительский рынок и привести в гармонию стоимостные и натуральные показатели бюджета, ограничив (не варварскими методами) инфляцию. Отечественные автомобили при грамотной ценовой политике займут секторы рынка, высвободившиеся в связи с падением ввоза иномарок. А рост производства и реализации российских легковушек не только ударит по инфляции, связывая свободную наличность, но и может подтянуть по технологической цепочке многочисленные смежные производства, обеспечивая новые рабочие места и сокращая безработицу. Такой же эффект даст и подъём лёгкой промышленности с дополнительным плюсом — сузится сфера импортозамещения, особенно по турецкому направлению, и, возможно, получат импульс к возрождению города Центральной России, где традиционно было развито ткацкое и швейное производства.

Другое направление  — социальная поддержка населения. Профильный вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что в антикризисный план, вероятно, будут включены меры по доиндексации свыше четырёх процентов пенсий, поддержке рынка труда и возможности свободно тратить материнский капитал.   

А Центробанк против

Почти два триллиона рублей — сумма мощная при умелом использовании.  Этих средств хватит, чтобы переломить многолетнюю бюджетную зависимость от просевших нефтяных доходов. И эти триллионы могут положить начало структурной перестройке экономики и изменению стратегической модели развития страны. Ведь проблема не только  и не столько в профессионализме Правительства: оно действует в рамках монетаристской модели, причём до неузнаваемости искажённой нашими теоретиками и практиками. А при этой модели сколько денег не закачивай в экономику, всё закончится неэффективным их использованием и прямым воровством, как зачастую случалось в прошлом году. У нынешнего Правительства в отличие от советского Госплана или аналогичных южнокорейских или японских правительственных структур совсем нет опыта планирования стратегических инвестиций и управления этими инвестициями, а потому и звучат оценки вроде упомянутого доклада Улюкаева, который считает, что если положительное сальдо в 145 миллиардов долларов торгового баланса не снизилось, то в экономике всё хорошо, спада нет. Правда, непонятно, почему увеличилось количество бедных, а реализация, к примеру, говядины упала на 47 процентов.

Менять стратегию надо, создавая новые интегрированные институты планирования и отказываясь от показавших неэффективность «дорожных карт» и стоимостных показателей, слабо связанных с действительностью, вследствие которых триллионы рублей остаются неиспользованными. Но надо и заниматься конкретной работой, учитывая прошлогодний опыт, например, финансировать антикризисные мероприятия со счетов в федеральном казначействе,  а не через банки, что может предотвратить коррупцию и нецелевое использование (в частности, для биржевой игры) средств; организовать жёсткий контроль за эффективностью затрат, чтобы не финансировать разведение омаров в реке Волга; создать стимулы для привлечения предпринимателей через льготные кредиты…

Только надо учитывать, что достичь успеха в борьбе с кризисом очень непросто, ведь Центробанк проводит финансовую политику, исключающую привлечение кредитных ресурсов в финансирование реального сектора экономики. В таких условиях задачи Правительства многократно усложняются. Видимо, необходим дополнительный государственный институт, который помог бы выработать не ограниченную идеологическими пристрастиями антикризисную политику. Им вполне может быть организованная форма надправительственного парламентского контроля, о необходимости ввести которую в последнее время неоднократно говорили депутаты и сенаторы самых разных политических воззрений.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1078