Среднему классу предстоит приспособиться к новым условиям
Людям придётся сберегать то, что заработали
Значительная часть среднего класса в течение 2016 года из этого общественного сегмента выпадет — таков прогноз экспертов, принявших участие в «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты» «Что будет с рублём в ближайшее время».
А что такое средний класс?
Наверное, только в России этот вопрос связан с наибольшим количеством мистификаций. А поспособствовали этому, как ни странно, сами социологические службы. Например, согласно выводам ВЦИОМ начала двухтысячных годов, можно заключить, что к среднему классу относятся граждане, чей ежемесячный доход «превышает 14 тысяч 784 рубля». Вероятно, социологи вспомнили, что к среднему классу в США принято относить граждан, чей ежемесячный доход составляет от двух третей до двух показателей средней зарплаты в штате. Исходя из показателей средней заработной платы в нашей стране, результат получился впечатляющим. Ведь, по данным ВЦИОМ 2015 года, средняя заработная плата в Санкт-Петербурге в 2015 году была 33 тысячи рублей, в Новосибирске — 25 тысяч рублей, в Екатеринбурге — 29, в Красноярске — 25, в Волгограде — 23, в Воронеже — 22 тысячи рублей. Такие данные позволили оптимистам от социологии утверждать, что к среднему классу в России могут причислять себя чуть ли не 30 процентов населения. Для сравнения в Америке в 2015 году к среднему классу относили людей с годовым доходом до вычета налогов от 25,5 до 76,5 тысячи долларов, то есть примерно 55 % населения. Получалось, что отстаём мы от американцев не так уж намного.Впрочем, в России всё сложнее. Можно иметь хорошую работу с зарплатой, например, тысяч под сто, но при этом быть вынужденным снимать жилплощадь (хорошая работа есть ведь далеко не в каждом городе!), отдавая за аренду сорок процентов заработка. С другой стороны, провинциальный служащий, пользующийся льготами на проезд и оплату ЖКХ, проживающий в собственной квартире и умеющий «импортозамещать» продукты из дорогого супермаркета овощами с собственной грядки, имел в итоге почти такие же доходы, как столичный менеджер «сейла», уж наверняка причисляющий себя к среднему классу. Поэтому более показателен в определении среднего класса в России индекс владения имуществом, а вовсе не ежемесячный доход.
Исходя из этих показателей, можно сказать, что к отечественному среднему классу относятся люди молодого и среднего возраста, которые в состоянии обеспечить (в ипотеку, аренду) свою молодую семью жильём адекватной площади в регионе проживания. При этом они могут проводить отпуск с семьёй за границей хотя бы раз в год и имеют возможность купить автомобиль. По оценке замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгения Гонтмахера, в России в 2015 году таким критериям соответствовали не более 15 % трудоспособного населения, включая 5 % самых богатых.
Годом ранее (при относительно устойчивом курсе рубля), по данным опроса «Левада-Центра», лишь 28 % россиян имели действующий загранпаспорт и только 9 % респондентов ездили отдыхать чаще одного раза в год, а по данным «Автостата», только 51 % российских семей имеют автомобиль. Это означает, что в 2015 году доля среднего класса в России составляла менее 10 % от всего населения страны. Если добавить к этим критериям понятие дохода на семью (а именно оно ключевое при определении среднего класса в США), а также наличие высшего образования и т.д., картина получится ещё более пёстрой. Впрочем, в нынешних кризисных условиях все эти споры о критериях уходят на второй план. Ведь по пессимистическим прогнозам некоторых экономистов — средний класс в России может исчезнуть вовсе.
Держаться за работу
«Нефтяных доходов достаточных, чтобы обеспечить уровень жизни 2006-2008 годов, уже никогда не будет и поэтому значительная часть среднего класса быть средним классом перестанет», — предрекает экономист Михаил Хазин. Первостепенное значение приобретёт занятость. Прожить вообще без доходов, как это можно было делать в 80-е и даже в 90-е, сегодня невозможно.«Увольняться по причине, что работа кажется скучной, станет непозволительной роскошью, — замечает Михаил Хазин. По его мнению, работой придётся дорожить, но при этом нужно учиться защищать на этой работе свои права, потому что в противном случае можно оказаться в ситуации, когда ты выполняешь работу за пятерых, а зарплату тебе платят минимальную.
В общем, жизнь станет трудной. Придётся забыть о хобби. Всё время будет уходить на банальное выживание. Однако это вовсе не специфическая российская ситуация. «Если мы посмотрим, как живут обыватели в Европе и Америке, то увидим, что они много больше работают и отказывают себе в большем. Очень скоро мы окажемся в такой же ситуации, но только при более низких зарплатах», — говорит Михаил Хазин.
Надо будет учиться минимизировать потери от оплаты ЖКХ. Возможно, идти в суды. «Они пока выносят решения в пользу граждан, и этим нужно пользоваться», — напоминает Михаил Хазин, напомнив, что особенно востребована будет разумная инициатива каждого гражданина, направленная на сбережение средств и их рациональное использование.
Меньше тратить и больше сберегать
Такой принцип, по мнению президента национальной валютной ассоциации Дмитрия Пискулова, предстоит освоить среднему классу. «Сокращение доходов населения ведёт к тому, что поддерживать приемлемый уровень жизни становится всё сложнее», — замечает он. Тем не менее для тех, у кого зарплаты позволяют что-то накапливать, это надо делать на «чёрный день». Сберегать на вкладах. «Вклады, конечно, не спасут от инфляции, но этот инструмент надо использовать», — замечает экономист. Надо присматриваться и к более прибыльным инструментам. Он сообщил, что в Правительстве обсуждаются формы прямого финансирования экономики. Компании будут выпускать облигации, купить которые смогут физлица.«Если будет законодательная база, банковское кредитование может быть заменено более прибыльными для граждан корпоративными облигациями. Правда, для того чтобы разместить в них средства, нужны определённые знания. Поэтому профессия семейный финансовый консультант станет всё более востребованной», — считает Дмитрий Пискулов. «Вообще планирование семейного бюджета, перестанет быть уделом малообеспеченных», — замечает главный экономист Института фондового рынка Михаил Беляев, теперь это коснётся и среднего класса, которому предстоит перейти от стратегии потребления к стратегии экономии.
Свой рецепт экономии даёт и Михаил Хазин: ни в коем случае нельзя брать кредиты и, если они есть, их надо срочно гасить даже ценой непокупки каких-то вещей, которые казались недавно абсолютно необходимыми. Нужно чётко определять приоритеты: что важнее завтра, и всякие излишества, вроде нового телевизора или игровой приставки, нужно безжалостно вычёркивать.
И наконец, надо задуматься, где и как вы будете жить. Большие квартиры и дома станут неподъёмной обузой. Налог на них уже начал повышаться, и этот процесс будет идти ещё долго.