Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Вне зоны действия сети

Как договориться крупным торговым сетям и мелким предпринимателям, не навредив покупателям, думали в Совете Федерации

15.12.2015 13:41

Вне зоны действия сети
Фото Константина Капунова

Один из основных приоритетов российской экономики — это вопросы развития потребительского рынка и его регулирование, тем более что государство заинтересовано в развитии торговли и поддержании её инвестиционной привлекательности. О том, как развивать потребительский рынок, дать возможность небольшим компаниям успешно на нём функционировать, а нам, покупателям, не зависеть всецело от политики больших торговых сетей, шла речь в Совете Федерации на «круглом столе» под названием «Совершенствование регулирования потребительского рынка». Заседание вёл  первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров.

Крупные сети и частный бизнес: борьба за покупателя   

Сенатор сразу же заявил, что  необходимо совершенствование потребительского рынка. По словам парламентария, если раньше этому рынку диктовали свои условия торговые сети, то сейчас возникла ситуация с отсутствием потребителей. Сегодня, отметил Майоров, происходит застой на внутреннем рынке страны — застой сбыта отечественных товаров. И даже налоговые преференции для малого бизнеса не спасают ситуацию.

Все участники «круглого стола» обсудили два законопроекта по теме. Один, принятый уже Госдумой в первом чтении, вносит изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности, а второй, подготовленный Минпромторгом, предполагает к нему поправки.

Законопроектом, например, предусматривается понятие услуг по продвижению продовольственных товаров. Также вводится ограничение на суммарный объём всех выплат поставщиком продовольственных товаров в пользу торговых предприятий (включая как плату за приобретение товаров, так и плату за продвижение товаров). Это позволит создать механизм, с одной стороны, не препятствующий торговым сетям оказывать услуги по стимулированию потребительского спроса на реализуемые продовольственные товары, а с другой стороны, предотвращающий возможные злоупотребления.

При расчёте суммарного объёма выплат в пользу хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, применят «чистую» цену приобретённых продовольственных товаров (без учёта косвенных налогов). Такое требование не позволит искусственно увеличивать размер вознаграждения сетей, в том числе избирательно, что будет способствовать развитию конкуренции и защите интересов поставщиков. Одновременно устанавливается сниженный размер совокупного вознаграждения торговых сетей в размере 3% от «чистой» цены приобретения продтоваров, что будет способствовать снижению роста потребительских цен на них и защите интересов российских производителей.

У экспертов своё мнение

Минэкономразвития усмотрело в законопроекте определённые риски и сделало свои замечания. Тем более что документ будет рассматриваться во втором чтении уже скоро, в начале весенней сессии Госдумы. Например, в законопроекте прописано, что устанавливается совокупный размер вознаграждения, а также платы за оказанные услуги по продвижению товаров по договору возмездного оказания услуг в размере не более 3% от цены приобретенных продовольственных товаров. Но в эти 3% не включён налог на добавленную стоимость, предъявляемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продтоваров, а в отношении подакцизных товаров не учитывается сумма акциза. Проектом поправок, подготовленных Минпромторгом России, предлагается исключить указанные положения и заменить механизм вознаграждений и оказания каких-либо сопутствующих услуг или работ на возможность предоставлять скидки на товары, а также установить запрет на выплату поставщикам любых видов вознаграждений торговым сетям, а за неисполнение данного положения предусмотреть административную ответственность.

Как отметил исполнительный директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов, «в стране слишком зарегулирована сфера потребрынка и надо от этого постепенно уходить». Кузенцов заявил, что любой производитель должен иметь возможность продать свой товар, а такое удовольствие сегодня доступно не всем: «Надо расширять сферу сбыта для малых форматов. То есть малое торговое сообщество не должно противопоставляться сетевому». Также эксперт отметил урон, который наносится рядом ограничений при торговле алкоголем. Из-за них, в частности, за последний год 12 тысяч малых предприятий полностью закрылись. А оборот нелегальной алкогольной продукции очень мешает развитию торговли.

О том, что законопроект должен остановить незаконную продажу алкоголя в Интернете говорил на заседании глава думского Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. Он отметил, что надо изучать правоприменительную практику закона, а тема интернет-торговли вообще требует, по мнению Аксакова, отдельного обсуждения. Ведь безопасность в этом сегменте рынка оставляет сегодня желать лучшего.

В итоге участники «круглого стола» пришли к выводу, что надо признать приоритетами в современных экономических условиях повышение эффективности применения действующих норм законодательства о торговле, развитие системы саморегулирования, охватывающей всех участников рынка, в частности, торговые сети и производителей, а также предпринять все необходимые меры для создания и развития механизмов саморегулирования в рамках потребительского рынка страны.

А что касается алкогольного рынка, то участники мероприятия порекомендовали ввести 6-месячный период торговой эксплуатации ЕГАИС в отношении как оптовой, так и розничной продажи алкогольной продукции. Кроме того, решили, что при введении новых широкомасштабных информационных систем в практику торговой деятельности надо устанавливать обязательный период их опытно-промышленной эксплуатации, достаточный для выявления и решения всех технических, организационных и правовых недоработок и недостатков. Все рекомендации будут направлены в адрес профильных федеральных органов исполнительной власти РФ, профильных комитетов Совфеда и Госдумы, Общественной палаты, а также в органы власти субъектов Федерации.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1333