Пленарное заседание Государственной Думы

13:43Космические государственные закупки засекретят

13:32Коммунальщикам повысят ответственность за плохие услуги

13:32Госдума приняла закон о реестре неплательщиков алиментов

Опутать сетью на законных основаниях

В конце декабря Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект «О франчайзинге»

07.12.2015 16:24

Опутать сетью на законных основаниях
Фото Игоря Самохвалова

Что такое заморское слово «франчайзинг» знают далеко не все. И, как показал соцопрос одного из отечественных бизнес-порталов, даже незнакомых с этим понятием предпринимателей оказалось чуть больше 50%. Хотя их, в первую очередь, франчайзинг и касается, а уж во вторую очередь — нас, потребителей. Чем активнее торговые марки будут развиваться в России, тем быстрее они придут в каждый населённый пункт нашей страны. Речь идёт о всем известных сетях ресторанов, отелей, салонов красоты и сотовой связи.

Что это — «франчайзинг» и с чем его едят?

Итак, франчайзинг происходит от английского franchise, «лицензия», «привилегия» — форма предпринимательства, которая позволяет «арендовать» товарный знак для развития своего бизнеса. В России франчайзинг используется с 1990-х годов, и деятельность в его рамках регулируется договором коммерческой концессии, описанном в Гражданском кодексе РФ. То есть франчайзинг — это комбинация большого и малого бизнеса, где компания (франчайзор) передаёт независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определённым законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, её репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов.

О том, что в нашей стране нет специального закона, регулирующего эти отношения, задумались депутаты фракции «Справедливая Россия» — Оксана Дмитриева, Иван Грачёв, Дмитрий Ушаков, Наталья Петухова, Андрей Крутов и Михаил Емельянов и создали соответствующий законопроект, который Госдума должна рассмотреть до конца осенне-зимней сессии. По словам Андрея Крутова, в принятии закона о франчайзинге заинтересованы, в первую очередь, сами предприниматели. «Документ позволит оградить сферу от недобросовестных игроков и решить проблемы франшиз-пустышек, очистить рынок от недобросовестных франчайзеров и франчайзи. Все это положительно скажется на отрасли в целом и послужит импульсом для её дальнейшего развития», — отметил парламентарий. Он подчеркнул, что инициатива предполагает введение преддоговорного этапа при заключении договора франчайзинга, во время которого стороны смогут подписать соглашения о конфиденциальности и намерениях, что позволит франчайзи ознакомиться с деталями бизнеса. Франчайзи разрешается предоставлять другим лицам право на использование предоставленной ему франшизы или ее части на условиях субфранчайзинга, но только на согласованных с франчайзером условиях либо на условиях, определённых в договоре франчайзинга. Франчайзер же будет не вправе запрещать какие-либо изменения в управлении франчайзи без достаточного основания и не сможет отказать франчайзи в праве продажи своей франшизы. Также оговариваются условия предоставления субфранчайзинга. Крутов уверен, что законопроект поставит заслон фиктивно действующим на рынке его недобропорядочным участникам. «Надо учитывать, что франчайзинг сегодня является одним из инструментов развития потребительского рынка, особенно в регионах. Поэтому он становится все более востребованным малым и средним бизнесом», — подчеркнул Крутов.

Правда, суть франчайзинговой модели построения бизнеса очевидна далеко не всем, даже тем, кто франчайзингом занимается непосредственно. Когда 12 лет назад прошла первая в России выставка франшиз BUYBRAND Expo, её организаторы буквально на пальцах объясняли, что такое франчайзинг и зачем нужна такая выставка российскому бизнесу. Теперь же покупка или продажа франшизы — это привычная и даже модная сделка, а франчайзинг — понятный метод, позволяющий тиражировать любой успешный бизнес, доступный большинству предпринимателей. Будь то мастерская по ремонту обуви с минимальными инвестициями или большая гостиница.

В общей лодке плыть надёжнее

На отечественном рынке в различных сферах бизнеса регулярно появляются новые франшизы. По оценкам специалистов количество предложений уже превысило полторы тысячи, и самостоятельно оценить их качество потенциальному инвестору зачастую не под силу.

26 мая 2015 года, в день российского предпринимательства, был опубликован четвёртый ежегодный Рейтинг ТОП-100 франшиз России 2015. Цифры такие: франшизы в сфере розничной торговли — 55; магазины одежды по франшизе — 17; обувные магазины — 7; заведения общественного питания — 19; детские франшизы — 10; медицинские услуги — 5; IT-компании — 5; другие сферы — 35. Разделение по минимальной сумме инвестиций, необходимой для запуска предприятия по франшизе: до 500 тысяч рублей — 21 франшиза; от 500 тысяч до 2 миллионов рублей — 28 франшиз; от 2 до 10 миллионов рублей — 46 франшиз; более 10 миллионов рублей — 5 франшиз.

Представленные в первой десятке компании давно работают на рынке, например франшиза Subway пришла в Россию ещё в 1994 году. Все они имеют обширную франчайзинговую сеть и представлены почти по всей России, а точки компании «33 пингвина», представляющей из себя сеть кафе-мороженых, присутствуют в 81 регионе и почти в 700 городах России. В первую десятку вошли и компании, предоставляющие медицинские услуги. Эксперты говорят о том, что основными плюсами российского рынка франчайзинга являются возможность работать от имени известного бренда и применять отработанную бизнес-модель, также очень важно наличие совместной рекламы, что позволяет сократить расходы на продвижение и возможность быстрого старта. Не стоит забывать и о доступности кредитных ресурсов, которые в условиях кризиса малому бизнесу дают не так охотно.

О том, что сегодня франчайзинг, который раньше путали с мерчендайзингом и другими понятиями, уже активно вошёл в жизнь россиян, сказал исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. Правда, он с сожалением отметил, что господдержка франчайзинга сильно завуалирована и незнакома большинству предпринимателей в регионах. К основным столпам франчайзинга эксперт относит силу бренда и связанную с ним лояльность потребителя, возможность быть частью большой федеральной кампании, эффективную и отработанную модель-бизнеса, доступ к ресурсам, включая выгодные условия по закупкам в рамках крупной сети.

Михайличенко рассказал, что, например, за 300-500 тысяч рублей можно открыть небольшое кафе, за 2-4 миллиона рублей можно позволить себе уже заведение покрупнее и известнее. И не только «едальное». Тут может быть и фитнес-центр, и центр медицинских услуг. А вот располагая суммой от 13-15 миллионов рублей можно рассчитывать на уже полноценный ресторан или супермаркет.

Минусы никак не превращаются в плюсы

Зачастую отношения между франчайзером и франчайзи строятся по принципу «купли-продажи», в условиях которой обеспечение информационно-консультационной поддержки остаётся на низком уровне. Известны также случаи, когда франчайзи выходит из сети, меняя вывески, но оставляя при этом технологии и весь наработанный франчайзером опыт. Государство тут тоже недостаточно поддерживает, особенно по части субсидирования первоначальных затрат на приобретение франшизы. Следующий минус для некоторых предпринимателей — это обязанность делить часть прибыли с франчайзером. Ещё одним недостатком можно назвать риск всей модели, автоматически разделяемой участниками сети в случае, если она стала работать неэффективно. Минус же именно российского рынка франчайзинга в том, что у него пока ещё недостаточно опыта по сравнению с европейскими странами и уже тем более с США. У нас компании часто отдают предпочтение быстрому росту сети за счёт резкого увеличения количества франчайзинговых точек. В итоге франчайзер уже не справляется с объёмами, сеть разваливается, а франчайзи разочаровываются во франчайзинге в целом.

Сегодня на уровне Министерства экономики РФ, а также региональных администраций разрабатывается ряд мероприятий по поддержке франчайзиногового бизнеса. Ключевой мерой, конечно же, является финансовая поддержка. Так, в ряде регионов предприниматель имеет возможность получить субсидирование на возмещение затрат, связанных с уплатой фиксированного разового платежа по договору коммерческой концессии. Размер субсидии в зависимости от региона варьируется и в среднем составляет 250-400 тысяч рублей.

Юрий Михайличенко уверен, что нужна инфраструктура, в том числе логистическая, организационная и информационная поддержка, поддержка экспорта и защита результатов интеллектуальной деятельности, меры по стимулированию развития внутреннего рынка. «Нужна государственная программа развития франчайзинга и отдельно программа развития потребительского рынка. Наша ассоциация сотрудничает с Минэкономразвития, Минпромторгом. Но все время складывается ощущение, что с нами работают по остаточному принципу». Что касается законопроекта, готовящегося к рассмотрению в Госдуме, то Михайличенко напомнил, что право всегда следует за общественными отношениями, или хотя бы описывает очень хорошо проработанную модель этих отношений, которую предлагается внедрить для улучшения той или иной сферы: «Пусть созреют достаточные предпосылки для этого  — и общественные отношения в этой сфере разовьются, тогда будет целесообразно поправить законодательство и, может быть, принять отдельный закон».

Так же считает и руководитель направления корпоративных исследований Национального агентства финансовых исследований Ольга Стасевич. Она сказала о том, что в законопроекте есть положения, которые по своему регулирующему воздействию дублируют действующее правовое регулирование главы 54 Гражданского кодекса. Более того, законопроект «О франчайзинге» в части регулирования отношений коммерческой концессии не соответствует гражданскому законодательству. «Проект закона также противоречит другим нормам Кодекса, что косвенно указывает на ненужность детализированного регулирования. К тому же законопроект ощутимо ограничивает права сторон самостоятельно определять содержание заключаемого договора между франчайзером и франчайзи», — подчеркнула эксперт.

 В условиях экономического кризиса в России одним из наиболее выгодных форматов бизнеса становится франчайзинг. Об этом заявила член Совета директоров Российской ассоциации франчайзинга Екатерина Сойак в рамках Международного форума «Российский франчайзинг: карта нового времени», на котором были представлены свыше 170 франчайзинговых концепций из 15 стран. Мероприятие состоялось в сентябре этого года.

По словам Сойак, к 2020 году число франчайзинговых концепций в России может превысить 2 тыс, точек продаж — более 100 тыс, а число занятых граждан — около 2 млн человек. «Популярность такой формы ведения бизнеса вполне объяснима. Уже на старте франчайзи получает отлаженную и проверенную бизнес-модель, популярный бренд, всестороннюю поддержку, лояльных клиентов, конкурентоспособные закупочные цены. Все это делает франчайзинг гораздо более выгодным и простым способом начать свой бизнес», — подчеркнула эксперт.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1882