Для Стратегии-2030 придётся удвоить «экономику знаний»

Эксперты признали: у Петербурга есть потенциал в сфере инноваций

Для Стратегии-2030 придётся удвоить «экономику знаний»
Дискуссию вёл директор Северо-Западного института управления РАНХиГС Владимир Шамахов

Согласно Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года доля продукции и услуг, произведённых учреждениями науки, образования, инновационными предприятиями, должна составлять 35 процентов от валового регионального продукта. А нынешний уровень - лишь 18 процентов. Как удвоить объём «экономики знаний», обсуждали за «круглым столом» в Северо-Западном институте управления РАНХиГС.

Существующая позиция

Когда Стратегия-2030 только разрабатывалась, в этом процессе активно участвовали учёные и специалисты Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Логично, что теперь этот вуз стал экспертной площадкой, где обсуждают, как идёт реализация Стратегии.

- В рейтинге 2014 года Санкт-Петербург оказался на 81-м месте в списке из более чем 400 инновационных городов мира, - назвал цифры директор института Владимир Шамахов. - В России он также по некоторым показателям развития инновационной активности не на первых позициях. Притом что у города есть все условия для инновационного развития - известные в стране и мире вузы, научные учреждения высокого уровня, квалифицированные кадры. А значит, инновационный потенциал города остаётся реализованным не в полной мере.

Направления развития

Анализ развития инновационных экономик мира показал, что уровень издержек на единицу продукции не является самым главным фактором развития. В странах-лидерах эти затраты выше, чем в России или, к примеру, в США. И при этом на выходе продукт оказывается дешевле! Вывод: при внедрении новейших технологий экономия на издержках не является основным показателем эффективности.

- Если говорить о России и, в частности, о Петербурге, то следует отметить недостаточно реализованную кластерную политику, значительную роль госкорпораций на многих отраслевых рынках, - считает директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Евгений Бежин. - Для ответа на эти вызовы малому и среднему бизнесу, способному производить инновационный продукт, нужно объединяться. Эффективна международная интеграция, только те компании, которые способны конкурировать на внешних рынках, могут претендовать на то, чтобы оставаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе.

Продвигать могут вузы

Ещё одна российская проблема - на разработанные наукой инновационные технологии нет спроса, за ними «не гоняются». Очевидно, что необходимо формировать предпринимательский климат, но тогда необходимо ставить на повестку дня новые вопросы для обсуждения и разрешения: как это делать, с помощью каких налоговых льгот, форм поддержки инновационных предприятий? И наконец, кто должен стать лидером в продвижении инновационных технологий? В Петербурге лидирующую роль могли бы взять на себя вузы с их высоким научным потенциалом, а инновации должны стать драйвером для производителей и инвесторов, утверждает Владимир Шамахов.­

По мнению участников «круглого стола», у Петербурга есть все возможности быть в лидерах инновационного развития, и это должно стать стратегической задачей.

- Чтобы Стратегия-2030 привела к успеху, ей нужно проложить путь, - отметила начальник Управления стратегического планирования и прогнозирования петербургского Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Татьяна Максимова.­ - Система стратегического планирования только формируется, по итогам 2015 года будут сделаны первые выводы. Такие экспертные обсуждения очень важны, чтобы оценить правильность выбранного пути.

Олег Белов

Фото Пресс-службы Северо-Западного

института управления РАНХиГС

Просмотров 695