Россия «стоит» дешевле, чем в прошлом году
Бренд нашей страны оценили в 810 миллиардов долларов. Больше потеряли только Перу и Украина
Компания Brand Finance оценила бренд нашей страны в 810 миллиардов долларов. Увы, это на 357 миллиардов ниже, чем годом ранее. Но не стоит беспокоиться: такие суммы лишь видение данной компании, а не какой-то реальный показатель.
Больше потеряли только Перу и Украина
В годовом отчёте под громким заголовком Nation Brands 2015 компания поставила Россию на 18-е место, на позицию выше — Швецию, на позицию ниже — Турцию. Стоимость бренда «Россия» определена почти в 25 раз ниже стоимости самого дорогого бренда — «США» (19,7 триллиона долларов). Далее следуют с огромным отрывом бренды Китая, Германии, Великобритании, Японии, Франции, Индии, Канады, Италии, Австралии и Испании. Причём сумма стоимости брендов следующих за США пяти стран ниже, чем стоимость американского бренда. Потери России за год (-31%) ниже, чем только у Перу (-33%) и Украины (-45%).Есть нестыковочки
Сама компания не возводит свой рейтинг в абсолют, но подчёркивает его значение с точки зрения инвестиционной, туристической, культурной привлекательности, общей репутации страны и производимых ею продукции и услуг. И всё же соотношения стоимости брендов оставляют очень много вопросов. Например, неужели туристическая и инвестиционная привлекательность США, популярность их товаров, культуры и торговых марок в три с лишним раза выше, чем у бурно растущего и культурно уникального Китая, куда сами американские инвестиционные фонды влили за последние 20 лет триллионы долларов? Или наоборот: почему именно в три раза, а не в 5, 6,7 с учётом Apple, Microsoft, Boeing, других марок и Голливуда? А если сравнить годовой турпоток в США и одну только Италию, которая к тому же до сих пор является законодателем новых веяний в моде и дизайне? Конечно, можно ответить, что показатель — «интегральный», но вопросы от этого не уходят.Заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко полагает, что данный рейтинг всего лишь видение данной компании. Он, в частности, считает, что не совсем корректно было включать в страновые бренды ВВП. «Курсы валют довольно сильно играют. Был, если помните, всего-то в 2008 году момент, когда евро стоил 1,6 доллара. Так что, считать, что бренд США тогда был дешевле в полтора раза?» — задаёт он вопрос.
«Бренд — это всё-таки бизнес-характеристика. Он стоит столько, за сколько его можно продать», — продолжает Константин Корищенко. Поэтому применение этого понятия к странам кажется ему несколько искусственным и абстрактным. «Можно, конечно, составить рейтинг пригодности планет Солнечной системы для игры в футбол. Понятно, что на Земле играть можно, может быть, при определённых условиях можно играть где-то ещё. Ну и что из того?» — замечает эксперт.