Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

«Трансаэро» может прекратить все полеты на следующей неделе

У перевозчика может не хватить денег, чтобы рассчитаться со всеми за неиспользованные билеты

07.10.2015 19:01

С 1 октября авиакомпания отменила уже более 100 рейсов. Попытки спасти её за счёт слияния с «Аэрофлотом» или создания на её базе нового перевозчика ни к чему не привели. По мнению ведущего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «ВШЭ» Фёдора Борисова, Росавиация в ближайшее время окончательно запретит подниматься в небо самолётам «Трансаэро».

Без пяти минут банкрот

«Трансаэро» на грани банкротства — это надо принять как факт, заявляет Фёдор Борисов. А запрет на продажу билетов на рейсы авиакомпании, который установили с 1 октября, означает, что пациент уже умер. Перевозчик больше не получает доход, то есть лишён даже теоретической возможности платить по своим счетам. Совокупный долг в 250 миллиардов рублей выплачивать нечем.

По словам эксперта, уже на следующей неделе, после проверки компании Росавиацией, могут вскрыться факты, которые подтвердят неспособность перевозчика-банкрота выполнять свою операционную деятельность.

В близкой с «Трансаэро» ситуации находятся и другие российские авиакомпании, теоретическую возможность банкротства которых тоже нельзя исключать. По прогнозу Федора Борисова, турбулентность на рынке будет сохраняться в течение ещё нескольких лет. При этом эксперт не видит в регулярном уходе с него разорившихся авиакомпаний системных ошибок в самой отрасли.

- В рыночной экономике всегда есть проигравшие, именно это заставляет другие компании держат себя в тонусе, — пояснил он. — Менеджмент «Трансаэро» проиграл.

У «Аэрофлота» тоже много долгов, по некоторым оценкам около 150 миллиардов рублей, но государственный перевозчик может платить по счетам, а «Трансаэро» нет. Из года в год компания работала в минус, ей нечем было выплачивать сам долг и проценты по нему.

Среди основных кредиторов авиакомпании назывались Сбербанк России, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанк, Московский кредитный банк, Новикомбанк, банк «Открытие», МФК и другие. Однако активов перевозчика, после их распродажи, хватит очень не на многое, считает эксперт: «Банки потеряли свои деньги».

Русская рулетка для пассажира

О судьбах граждан, купивших билеты на рейсы «Трансаэро» после 1 октября, казалось бы, государство не забыло. Практически сразу министр транспорта РФ Максим Соколов заверил россиян, что обязательства по перевозке пассажиров «Трансаэро» возьмут на себя авиакомпании «Аэрофлот», «ЮТэйр» и S7.

Правда, быстро выяснилось, что это не гарантирует сам перелёт. Если у компаний в этот день нет рейсов, то пассажиру просто возвращают деньги. Перелёты после 15 декабря по билетам «Трансаэро» вообще аннулированы. Долгожданный отпуск или важная деловая встреча у десятков тысяч россиян превратились в русскую рулетку.

На сайте «Трансаэро» даже появился сервис, позволяющий узнать статус рейса: отменён он или нет. Вот только информация актуальна лишь на два дня вперед, что заставляет граждан дополнительно поволноваться перед перелётом.

Можно вернуть только деньги

Чтобы вернуть деньги за билет, нужно обратиться с соответствующим заявлением непосредственно в место приобретения билета. На сайтах «Трансаэро» и «Аэрофлота» это подробно расписано.

По словам эксперта проекта «Общественная Дума» Сергея Литвиненко, моральный ущерб теоретически можно попытаться взыскать в суде, но крайне маловероятно, что пассажиру удастся доказать вину перевозчика в произошедшей ситуации, и что отмена рейсов была умышленной. «Банкротство компании фактически служит оправданием для перевозчика», — пояснил юрист.

При этом российским законодательством не предусмотрено, что разорившийся перевозчик должен возмещать сумму, превышающую стоимость билета, либо что это сумма должна учитывать уровень инфляции. Таким образом, пассажиры, которые не смогут воспользоваться купленными в «Трансаэро» билетами по вине компании, могут рассчитывать только на возврат уплаченной ими стоимости билетов.

Но, как показывает практика, не факт, что вернуть деньги за билеты удастся всем пассажирам, поскольку у перевозчика-банкрота просто может не хватить средств на всех.

В отечественном законодательстве подробно отражены особенности банкротства банков, страховых компаний и стратегических предприятий, а про авиакомпании несправедливо забыли, считает член Комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов. В случае финансового краха перевозчика, как это произошло с «Трансаэро», каждый пассажир с неиспользованным билетом не побежит в суд, чтобы стать в длинную очередь кредиторов. Его проблема решается, как правило, в режиме «ручного управления» за государственный счёт, на средства налогоплательщиков.

По мнению депутата от фракции ЛДПР, необходимо проработать механизмы, которые одновременно защищали бы интересы и пассажиров, и государства. «Возможно, самым оптимальным вариантом станет обязательное страхование компании от банкротства, — предлагает парламентарий. — Чтобы обязательства перед пассажирами разорившихся компаний несли страховщики».

Чтобы вернуть деньги за билет, нужно обратиться с соответствующим заявлением непосредственно в место приобретения билета. Так, на сайтах «Трансаэро» и «Аэрофлота» подробно расписано, как пассажирам вернуть деньги за билет. А именно:

- Для оформления возврата билетов, приобретенных на сайте «Трансаэро», необходимо направить на электронный адрес rev_reservation@transaero.ru следующие данные: фамилию пассажира латинскими символами; номер рейса; дату вылета; номер авиабилета из 13 цифр; e-mail, указанный при покупке билета; номер контактного телефона с кодом страны и города; дополнительные сведения о возврате.

Подробная информация о правилах оформления заявки на возврат билетов, приобретенных на сайте «Трансаэро», изложена здесь.

Возврат плательщику денежных сумм, уплаченных за перевозку на сайте авиакомпании, производится только посредством сети Интернет на счет держателя банковской карты или иной электронный счет, с которого осуществлялась оплата.

— В случае приобретения билетов в офисах собственных продаж «Трансаэро» возврат будет осуществляться в соответствующих кассах авиакомпании.

Адреса офисов продаж.

— Возврат билетов, приобретенных в кассах и офисах собственных продаж авиакомпании в г. Москве, будет осуществляться в офисе продаж по адресу: Павелецкая площадь, д.2 стр.3 (метро «Павелецкая»).

Кассы в аэропортах Внуково и Домодедово возврат билетов не производят.

— В случае приобретения билетов в стороннем агентстве возврат билетов будет осуществляться по месту приобретения.

— Если билеты приобретались у туроператоров в рамках туристического пакета, необходимо обратиться в ту туристическую компанию, которая осуществила продажу продукта.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1706