Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Супермаркеты прижали поставщиков

В «Парламентской газете» прошли «нулевые чтения» поправок в закон о торговле, организованные Общественной палатой

24.09.2015 18:20

В осеннюю сессию депутатам предстоит принять новые поправки в закон о торговле. Благодаря этому будет разрешён многолетний спор сетевых компаний и поставщиков продуктов питания, которые постоянно обвиняют ретейл в навязывании невыгодных условий работы. Выиграют ли от этого потребители? Вот в чём вопрос. Цены в магазинах в последние полтора года растут как на дрожжах и обычно в этом винят торговые сети, которые якобы сами, без согласования с поставщиками, устанавливают слишком высокие наценки на продукты.

К обсуждению поправок в закон о торговле подключились не только производители и ретейл, но и многие общественные организации, юридические и адвокатские конторы. Важная роль в этом отводится Общественной палате, которая провела в «Парламентской газете» «нулевые слушания» этого документа.

Закон о торговле остался на бумаге

Первые конфликты между представителями розничной торговли и поставщиками продовольствия возникли полтора десятилетия назад, на заре развития сетевой торговли в России. Уже тогда производители стали обвинять ретейл в навязывании невыгодных условий работы, но поскольку в начале 2000-х доля крупной сетевой торговли в стране была невысокой, проблема оказалась не столь актуальной. Предприятия легко сбывали свою продукцию небольшим магазинам, на рынки, в ларьки и уличным торговцам.

Постепенно конфликт усилился, потому что крупные магазины стали активнее навязывать крайне невыгодные условия производителям и поставщикам. В договорах поставки появились пункты о длительной отсрочке платежа за поставленные товары, о выплатах сетям различных бонусов за вход в сеть, за ввод товара в ассортимент. Поставщики должны были платить различные штрафы и уже тогда были обязаны обеспечивать необходимый уровень доходности торговой сети.

Законодательной основы для разрешения этого конфликта на тот момент не было, но к 2005 году участники рынка предложили принять специальный закон о торговле, в котором предлагалось не только защитить производителей, но и учесть интересы сетевиков. Приняли его спустя три года после активных общественных обсуждений с митингами и разнообразными уличными акциями, но довольно скоро стало понятно, что документ не работает, а крупный ретейл сумел найти способы сохранить прежние сборы.

Об истории вопроса рассказали участники слушаний в «Парламентской газете». Эксперты напомнили, как сетевая торговля пришла во многие регионы страны, как закрывались рынки и небольшие магазины. В итоге для продажи своего товара поставщикам пришлось идти в торговые сети, а там за входной билет пришлось платить немалые деньги. Они тратились на бонусы, отдавали проценты от реализации и даже оплачивали организацию праздников по случаю дня рождения той или иной сети.

Постепенно в стране появился новый вид посреднического бизнеса. Чтобы гарантированно продать большие партии товаров, поставщикам теперь приходится обращаться к услугам специальных компаний. Не случайно в сети Интернет создано большое количество сайтов, на которых предлагаются услуги по продвижению и реализации продуктов в российском ретейле.

Российские сети прописались за границей

Конфликт между владельцами торговых сетей и производителями отечественного продовольствия обострился после введения эмбарго на поставку импортных продуктов питания, а в январе этого года к решению проблемы отечественной пищевой промышленности подключились депутаты Государственной Думы. Они обратили внимание, что подавляющее большинство сетевых магазинов, работающих на отечественном рынке, «прописаны» за границей, и поэтому нередкий отказ сетей принимать наши товары им показался очень странным. По итогам недолгих обсуждений в Госдуму был внесён законопроект, в котором предлагалось ограничить влияние торговых сетей и защитить интересы производителей. В первом чтении его приняли 19 мая этого года. Поддержали документ 442 депутата, воздержавшихся и против не было. Поправки в закон о торговле предлагают радикальные меры по ограничению положения сетей на товарном рынке и защиты поставщиков. Самое важно изменение касается сокращения с десяти до трёх процентов размера ретробонуса, который поставщики платят сетям за реализацию продукции.

Также участникам рынкам запрещается включать в договор поставки товаров пункт об оплате услуг по продвижению товара. Отсрочку оплаты сетей поставщикам за поставленные скоропортящиеся товары предлагается сократить с десяти до пяти дней. С 30 до 20 дней - для товаров, хранящихся до одного месяца, и с 45 до 35 дней - для продуктов с длительным сроком хранения. За навязывание условий поставки и препятствие доступа на рынок других поставщиков вводится штраф от двух до пяти миллионов рублей.

В Общественной палате к этому документу отнеслись неоднозначно. Например, член комиссии Общественной палаты по развитию малого предпринимательства Виктор Ермаков считает, что депутатский законопроект появился вовремя и он может решить многие накопившиеся проблемы в отрасли, но, помимо законодательного регулирования, особое внимание нужно уделять повышению качества товаров.

Эксперт уверен, что во многих регионах страны владельцы сетей борются за хорошего и надёжного поставщика, пытаются установить приемлемые цены для покупателей, но всё портят директора магазинов. Многие из них заботятся только о прибыли и подбирают поставщиков, которые готовы на невыгодных для себя условиях поставлять большие партии продовольствия. Естественно, от этого страдают потребители, потому что качественные продукты небольших региональных производителей до прилавков не доходят.

«Очень важно, чтобы этот документ помог потребителям. Они должны иметь возможность покупать недорогие качественные продукты и свежие продукты. А вот с этим сейчас проблема, потому что менеджменту сетей работать с таким товаром сложнее и не так выгодно, как с продуктами длительного хранения», - пояснил он.

Свой рецепт защиты интересов отечественных производителей и улучшения качества продуктов предложил член комиссии Общественной палаты по вопросам инвестиционного климата Николай Остарков. Для этого, по его мнению, нужно заниматься логистикой, строить современные складские помещения, развивать так называемый средний ретейл с небольшими магазинами и дать возможность предпринимателям получать недорогие банковские кредиты.

«Главными действующими лицами этого законопроекта являются поставщики и ретейл. Но есть ещё один мощный участник рынка, который не попал в законопроект, - это логистическая сеть. Современная торговля - это огромная фабрика, транснациональная корпорация, и качественная логистика является её важным конкурентным преимуществом», - пояснил он.

По мнению эксперта, в этом любая западная компания даст фору российским поставщикам. Если же в стране собираются защитить интересы отечественных производителей и добиться снижения цен в магазинах, то в первую очередь нужно помогать российским логистическим компаниям. Издержки на поставку продовольствия сейчас слишком высоки, а расплачиваются за это потребители.

Некоторые отечественные компании уже сейчас делают ставку на логистику. Среди них воронежский агрохолдинг «Зелёная Верея». Этот проект с общим объёмом инвестиций одиннадцать миллиардов рублей при поддержке администрации области стартовал в сентябре 2013 года. В следующем году на предприятии введут первую очередь круглогодичного тепличного комплекса, где будет производиться около двенадцати тысяч тонн огурцов и пятидесяти тысяч салатов в год. Уже сейчас здесь выпускаются минеральная лечебно-столовая вода и природная питьевая артезианская вода под торговой маркой «Зелёная Верея» и, помимо развития производства, здесь вкладывают большие деньги в развитие логистики. «Мы сделаем так, чтобы от грядки до прилавка наши огурцы доходили за 24 часа», - сказал на слушаниях председатель совета директоров компании «Зелёная Верея» Игорь Димитрищак.

Пора договариваться

Некоторые эксперты уверены, что у российских производителей слишком много рыночной власти и именно они диктуют населению цены на жизненно необходимые товары. Об этом, например, говорил член правления Торгово-промышленной палаты Александр Борисов.

«В пояснительной записке к законопроекту пять раз употребляется термин «продовольственная безопасность». Но поверьте, она лежит не только на сетях, которых в сравнении с западными странами и так немного», - сказал он, пояснив, что так называемая рыночная сила, о которой много написано в разных учебниках по экономике, находится у производителей и поставщиков продовольствия.

В мясопереработке, в производстве масла, соков, пива, табака, кондитерских изделий и детских товаров консолидация основных игроков прошла очень быстро, и в некоторых сегментах первая пятёрка предприятий контролирует 40, 50 и даже 90 процентов рынка. В торговле же на первую пятёрку игроков приходится всего 15 процентов розницы.

Александр Борисов уверен, что даже самые кардинальные изменения закона о торговле ожидаемого результата не принесут. Сетевая торговля, по его мнению, найдёт, как компенсировать свои потери, потребовав от поставщиков снижения цены. После этого произойдёт снижение качества, фальсификация товаров и повышение цен.

Кстати, больше всего претензий представители сетевых компаний предъявляют производителям из-за плохого качества товаров. Их не устраивает не только плохая упаковка. После введения санкций большие сложности у ретейла возникли с поставками хорошего сыра, но постепенно наши предприятия наладили производство, и теперь российский «Пармезан» стал не хуже импортного.

О больших сложностях с заменой импортных продуктов на качественное российское продовольствие на слушаниях рассказала начальник Управления продовольственной безопасности Департамента экономического развития города Москвы Елена Жавярова. По её словам, сразу же после введения санкций из столицы в разные регионы страны поехали специалисты в поисках альтернативного продовольствия. Они были удивлены, что на тот момент продукция многих наших предприятий не соответствовала требованиям московских сетей, но постепенно, как и с сыром, ситуация стала выправляться, и теперь сети стали охотнее брать отечественное продовольствие.

Что предлагают депутаты в законопроекте:

 запретить взимать плату с производителей за право поставлять свою продукцию в торговую сеть; запретить собирать плату с поставщиков за продвижение товаров в сетях; запретить собирать деньги с производителей за изменение ассортимента товаров; запретить требовать от производителей безвозмездной замены испорченных продуктов или товара с повреждённой упаковкой; навязывать поставщикам условия о запрете поставки товара в другие магазины. Ответственность за нарушение правил торговой деятельности сетей и поставщиков товаров: за создание на рынке дискриминационных условий работы ввести штраф от двух миллионов до пяти миллионов рублей; за препятствие доступа на товарный рынок других продавцов или поставщиков - штраф до пяти миллионов рублей; за навязывание условий поставки - штраф от двух миллионов пятисот тысяч до пяти миллионов рублей.

статистика

ВЦИОМ провёл исследование взаимоотношений поставщиков и ретейлеров. В опросе приняли участие 503 сотрудника компаний-поставщиков продуктов питания из семи федеральных округов Российской Федерации.

77% российских поставщиков продуктов питания сотрудничают с торговыми сетями

для 23% поставщиков главной причиной отказа от работы с сетями являются неприемлемые условия сотрудничества

73% респондентов говорят о навязывании торговыми сетями своих условий сотрудничества

65% поставщиков отметили, что при согласовании условий договора коммерческие интересы поставщиков не всегда учитываются

54% поставщиков отмечают случаи оформления обязательных «входных билетов» под видом добровольных услуг и принуждения к заключению дополнительного договора оказания услуг по продвижению товара

54% поставщиков требования торговых сетей считают прозрачными

44% с этим мнением не согласны

комментарий

Александр Тарнавский

первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам:

- Говорят, что торговые сети всё монополизировали, посторонних не пускают, но на самом деле ситуация сложнее. Я считаю, что в нашей стране открыто много современных сетевых магазинов, а вот с производителями гораздо хуже, и это беда государства. Дело в том, что сетям в последние два десятилетия дали возможность развиваться. Вот они и продвинулись, а с производителями у нас занимались мало, и поэтому там ситуация хуже.

Что же касается законопроекта, то к нему я отношусь философски, потому что пока это политический документ. Он будет таким до тех пор, пока между торговыми сетями и поставщиками не будет найден разумный компромисс. Этим поиском должны заниматься не депутаты, а участники рынка.

Европейский опыт

В Венгрии «Ашан» оштрафовали на 3,5 миллиона евро

Чтобы понять, как антимонопольные органы европейских стран защищают интересы своих производителей, совсем не нужно изучать опыт успешных стран ЕС. Для этого достаточно обратиться к венгерскому опыту. В этой стране бывшего соцлагеря за поборы с поставщиков сети могут нарваться на очень большие штрафные санкции.

Так, например, 23 марта нынешнего года антимонопольная служба выписала ретейлеру «Aшан» беспрецедентный для Венгрии штраф в 3,5 миллиона евро. Причиной столь суровых санкций стало то, что торговая сеть в одностороннем порядке ввела для поставщиков плату «за вход» и потребовала выплатить ряд бонусов за реализацию товаров в своих магазинах.

Как следует из материалов Общественной палаты, в Европе за «дискриминационную» политику торговые сети наказывают очень жёстко, но санкции существуют не только в странах Старого Света. Из-за поборов с местных производителей крупные транснациональные сети были вынуждены уйти с рынков Мексики, Аргентины, Таиланда, Марокко и Дубая.

Антон Валинский

Читайте нас в Дзен
Просмотров 2306