Почему рухнул рубль
И почему незначительная девальвация юаня испугала американцев
Народный банк Китая объявил, что корректировка курса юаня в целом завершена. Валюта КНР подешевела по отношению к доллару приблизительно на 4 процента, а шуму на весь мир. Рекордная девальвация за последние 20 лет и тому подобные эмоциональные всплески тиражируются печатной и электронной прессой. Причём о рекорде заговорили уже после первого снижения курса юаня - на 1,9 процента. Американский миллиардер Дональд Трамп, лидирующий в президентской гонке от республиканцев, и вовсе впал в истерику, крича, что такими действиями Китай уничтожает Соединённые Штаты.
За державу обидно
Реально становится обидно. Не за Китай, конечно, и даже не за США, которые подвергаются уничтожению, а за РФ. У нас рубль девальвировали на 100 процентов, а зимой бывало и побольше, и никого это не взволновало, ни Китай, ни Трампа. Расстраиваются только не слишком богатые в массе своей российские граждане, приходя в магазины и взирая на запредельные ценники. Причём на импортозамещающую отечественную продукцию, которая ни по каким экономическим законам дорожать не должна. А вот дорожает.Китайцы четырёхпроцентную девальвацию своей валюты не заметят, как не заметили бы и куда большую. Их гигантский внутренний рынок полностью обеспечен отечественными продуктами и товарами, которые не дорожают. Хочется посмотреть на того, кто попробовал бы в Китае необоснованно взвинчивать цены.
Да, американцам это не слишком приятно. Их рынок завален китайской продукцией, которая после даже незначительного снижения курса юаня становится ещё более конкурентоспособной.
Всё логично. Нелогично другое. На фоне продолжающей дешеветь нефти, китайская экономика, которая потребляет её в огромных количествах, сбавляет обороты. Должно ведь быть наоборот. Это нам дешёвая нефть - хуже стихийного бедствия, а китайцам - снижение себестоимости. Да ещё какое! Получается, не всё так просто и прямолинейно в этом мире. Перегрев экономики никто не отменял.
Пока Пекин только грозится отпустить свою валюту в свободное плавание, предпочитая регулировать её курс в государственных интересах. Нам говорят, что такое невозможно. Но почему же в Китае, экономика которого даже сегодня, при сбавленных оборотах, растёт такими темпами, о которых мы и мечтать не дерзаем, вполне возможно. Вопрос, конечно, риторический.
Не нефтью единой
Нам изо дня в день твердят одну и ту же мантру: нефть падает и рубль падает. Не так уж всё прямолинейно и в этом случае. Если существует жёсткая зависимость такого рода, то почему не во всех странах - экспортёрах нефти произошёл обвал местных валют, подобный нашему?Министр финансов РФ говорил о необходимости существенно опустить рубль задолго до того, как опустилась нефть. Мотивировалось это необходимостью поддержать отечественного производителя. Сегодня мы его со страшной силой поддерживаем. Однако он нас поддерживать не желает. Наоборот, поднимает цены всё выше. И вообще, отечественный производитель сегодня по преимуществу частник. С какой стати должна за свой счёт поддерживать его старушка-пенсионерка, едва сводящая концы с концами и живущая впроголодь. Какая ей, в конце концов, разница, кто произвёл скромный набор продуктов, который она может себе позволить? Ей куда важнее, сколько такой набор стоит.
Почему за её счёт надо помогать и любителям загранкредитов? Эти доморощенные бизнесмены набирали за границей дешёвых иностранных денег, перепродавали их соотечественникам втридорога, а проценты по кредитам выплачивали за счёт новых заимствований. Нехорошие тамошние дяди-санкционеры это лавочку закрыли. Доморощенные бизнесмены кинулись скупать доллары из нефтяной выручки. Рублёвая цена долларов вмиг взлетела. А вот с рублём, естественно, всё получилось, как сейчас любят говорить, с точностью до наоборот.
А вы говорите, нефтяные котировки.
Тем лучше для бюджета
В старом советском фильме «Девушка с характером» есть фраза: «Чем мех дороже, тем лучше для нас и для промфинплана». Перефразируя её, можно сказать: чем рубль дешевле, тем лучше для минфина и для бюджета. Можно наполнить его обесцененными рублями и рапортовать о том, что социальные обязательства будут выполнены в полном объёме. А то, что на упомянутые обязательства скоро вообще нельзя будет ничего купить, кого волнует?Но, как любят говорить в рекламных роликах, и это ещё не всё. Центробанк любит время от времени пополнять свои валютные резервы. Особенно он любит это делать в те дни, когда рубль вдруг опрометчиво начинает укрепляться. Тут ему, фигурально выражаясь, и дают по башке, чтобы не высовывался. Активная скупка Центробанком иноземной валюты отрезвляюще действует на зарвавшийся рубль.
Зачем ЦБ скупает доллары, кроме того, чтобы не дать рублю подняться, известно. Чтобы вложить эти доллары под ничтожный процент в американские казначейские бумаги и профинансировать заокеанскую экономику. Впрочем, сейчас, когда наши зарубежные активы в любой момент могут быть заморожены или подвергнуты аресту, хочется верить, что подобная практика прекращена. Но тогда тем более непонятно, зачем Центробанку нужны закупаемые доллары? Мы вроде бы живём в рублёвой зоне.
В итоге сегодня, по официальной статистике, только 13 процентов российских граждан могут позволить себе купить новый автомобиль. С одновременной продажей старого, разумеется. Сюда входят и все наши богатеи, и как бы средний класс, который откровенно становится в Российской Федерации исчезающим классом. Такой вот у нас хлипкий становой хребет. Красная книга по нему плачет.
Юрий Субботин