Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Пираты копирайта

Как руководители Российского авторского общества тратят деньги авторов на себя, любимых

05.08.2015 15:40

«Что охраняешь, то и имеешь». Афоризм сатирика-классика относится не только к банальным складам и магазинам, но также к неосязаемым культурным явлениям. Он, например, про авторские права.

Организация Российское авторское общество (РАО) по идее призвана охранять авторские права — собирать отчисления от исполнения музыки, проката фильмов и так далее. И перечислять их авторам. Однако данная организация часто попадает в новости по откровенно курьезным поводам. Например, несколько лет назад произошел известный случай с группой Deep Purple — промоутеру, устраивавшему их концерт, вменили в вину то, что он не отчислял РАО деньги за исполнения «пурпурными» своих же собственных песен.

КОМИССИЯ 30 ПРОЦЕНТОВ

РАО никогда по-настоящему не интересовалось реальным пиратством — ни «палеными» дисками на рынках, ни вольницей в интернете, вроде соцсети вКонтакте. Их конек — это прищучивать. Как в случае с британскими рокерами. Или — обязать провинциальные кинотеатры выплачивать 3% композитору, музыка которого звучит в фильме, хотя фильм идет в легальном прокате, следовательно, никаких вопросов с авторскими правами в принципе не может возникать.

Но РАО часто прибегает к казуистике и занимается странными проектами. Вроде журнала о кино The Hollywood Reporter Russia. Заметно, что в THR Russia крайне мало рекламы, и та, что есть, похожа на обычный бартер (инфоподдержка и тому подобное). Для выживания ежемесячного глянцевого издания с редакцией и пулом авторов этого явно недостаточно. Но в эпоху, когда печатные СМИ, даже многотиражные, закрываются один за другим, русский Hollywood Reporter жив уже года четыре. По инсайдерским сведениям, зарплаты редакции — на уровне успешных глянцевых изданий, какими они были до фатального для медиа-индустрии 2008 года. Плюс — аренда помещения редакции на Новослободской улице, почти в центре Москвы.

То есть деньги у учредителя THR Russia — генерального директора РАО Сергея Федотова — есть. РАО — монополист с государственной аккредитацией. На территории России все авторы автоматически в ведении Общества. Можно изъять свои произведения и передать их другому издательству или следить самостоятельно. Подавляющее большинство авторов, которые не входят в правление РАО и по каким-то причинам пока не ушли оттуда, не довольны работой организации. Гроши, которые РАО выплачивает композиторам и поэтам — это притча во языцех.

- Я ни копейки не получал ни за что: ни за один фильм, ни за второй, ни за третий, которые шли по ТВ, — эти слова актера и продюсера Леонида Ярмольника недавно цитировали СМИ.

А прошлой осенью широко обсуждался ход поэта-песенника, автора лучших хитов Аллы Пугачевой, Ильи Резника. Резник мало того, что отказался от услуг РАО, изъяв из управления общества свои произведения — около полутора тысяч. Он написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию с авторскими правами в России, где, в частности, отмечает, что «действующие правовые нормы в области защиты и охраны интеллектуальных прав на настоящий момент находятся в условиях произвольного толкования небольшой группы людей, использующей декларативность этих норм в своих корыстных и далеких от изначальных целях».

По мнению г-на Резника, РАО монополизировало вопросы управления и распоряжения этими правами, что приводит к самым печальным последствиям для авторов, в частности, их «полной незащищенности». Резник приводит цифры: за единовременное использование его произведений некоторые теле- и радиоканалы начисляют по 12 копеек до уплаты налогов и отчислений в РАО. Кстати, противники РАО всегда отмечают, что за права артистов Общество борется небескорыстно: около 30 процентов от суммы авторского гонорара, «комиссия», уходит в бюджет Общества. Понять, сколько тебе причитается, довольно сложно. На сайте РАО расписаны ставки и методика расчета отчислений за публичное исполнение произведений везде, от ТВ и радио до ресторанов и отелей. С каждой организации РАО получает некую сумму, определенным образом рассчитанную в каждом конкретном случае, но как потом полученное потом делится по авторам — неизвестно.

ЗАМОК С СЕКРЕТАМИ

Но дело даже не в мелочи отчислений или в том, что РАО на этом что-то зарабатывает, а в полной непрозрачности организации, которая, собственно, и создана для обеспечения прозрачности и справедливости вознаграждения. Но сейчас получается, что, грубо говоря, доходы организации и ее руководителей плохо сходятся с расходами. Недавно широкую полемику в СМИ и соцсетях вызвала новость о том, что генеральный директор РАО Сергей Федотов приобрел недвижимость в Шотландии. А именно — замок XIV века. Как говорят эксперты, его среднерыночная стоимость составляет 1 млн фунтов. По нынешнему курсу — это 88 млн руб, казалось бы, не так много — сейчас столько стоит шикарная 4-5-комнатная квартира площадью около 200 кв.м. в самом центре Москвы. Но согласитесь, выглядит пикантно: руководитель Авторского общества, которое этим самым авторам платит копейки, покупает за границей замок с приведениями. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Насколько это большая сумма для Федотова? Надо сказать, что он стал руководителем РАО в 2004 году, когда ему было 27 лет. Назначил своим заместителем главного бухгалтера РАО Веру Владимировну Федотову, свою маму. Через некоторое время, внеся изменения в Устав, Федотов стал генеральным директором, которого переизбирает общее собрание, которое проводится раз в 6 лет. В апреле 2008 года Федотов инициировал создание Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая получила государственную аккредитацию в 2009 году. В ноябре того же 2009-го Федотов создал и возглавил еще одну организацию — Российский союз правообладателей (РСП), которой была предоставлена государственная аккредитация в 2010 году. Итак, официальные доходы Федотова и его мамы — это зарплата в РАО (около 200 тысяч рублей в месяц). В РСП Федотов получает примерно столько же.

Само РАО очень хорошо зарабатывает. Причем доходы растут год от года. Но и очень хорошо тратит. Вполне официальные данные по 2013 году таковы: сборы РАО — 4,4 млрд руб., выплаты авторам — 3,2 млрд руб., отчисления на собственные нужды — 1 млрд руб. Из них 320 млн руб. Общество выплатило в качестве зарплаты сотрудникам. В 2014 году сборы возросли до 4,6 млрд рублей, выплаты авторам составили 3,4 млрд рублей. 1,2 млрд — «навар» Общества. Куда его тратят?

Здесь мы не беремся что-либо утверждать, но после громкой истории с замком в нашем распоряжении оказались документы на имущество Сергея и Веры Федотовых. Рядом с недвижимостью на Рублёвке всякие замшелые шотландские замки — это детский лепет. 22 июля 2014 года Вера Федотова приобрела дом на Николиной горе, по среднерыночной оценке, за 16 млн долларов. Элитарное место — не Шотландия какая-нибудь. Живописное Подмосковье, видимо, так пришлось по сердцу, что первый зам гендиректора РАО Федотова 19 сентября приобрела еще одно строение — уже за 10,5 млн долларов (по расчетам риэлтеров). И да, еще с 2012 года Федотова — владелец участка земли в ДСК «Ранис» на проспекте Шмидта — 1200 кв.м. Землю купили у потомка советского героя Отто Шмидта. «Детям Шмидта», видимо, не нравится жить в Москве, хотя квартира Федотовой находится в тихом центре мегаполиса. В историческом месте, на улице Большая Бронная, еще в 2010 году была приобретена скромная квартира площадью в 119 кв.м.

НАЛОГ НА ИНТЕРНЕТ

Сам гендиректор гораздо скромнее в аппетитах. В том же 2010 году купил себе лишь небольшую квартиру недалеко от работы — 177 кв. м. на Малой Бронной. Впрочем, такая экономность вполне объяснима — зачем вкладываться в столице России, если есть более интересные страны? Известно, что Федотов получил визу инвестора в Великобритании.

«Претендующий на визу инвестора должен будет предоставить доказательства того, что способен инвестировать как минимум 2 млн фунтов на территории Соединенного Королевства и уже имеет открытый инвестиционный счет в Великобритании» — вот как это работает.

С такими аппетитами и таким размахом логично, что Федотов постоянно стремится расширять свою империю. Именно для этого нужны манипуляции по созданию новых организаций. Хотя многие эксперты считают, что основная их цель — спрятать концы в воду. Ведь Федотов из РАО и Федотов из РСП, а также подконтрольные ему коллеги из ВОИС (во всех трех организациях вообще много пересекающихся личностей) собирают деньги по всей стране, но ни перед кем не отчитываются. Между прочим, РСП в 2012 году собрал 683 млн рублей, а выплатил всего 290 млн. Возможно, что проблемы недостачи в организациях пытаются решить через объединение РАО с РСП и ВОИС.

До поры до времени у Федотова получалось все. Авторы-клиенты РАО не особенно негодовали, а прибыль организации росла. Настоящий скандал разгорелся в прошлом году, когда Федотов выступил с предложением о введении глобальной лицензии, или, как её называли простые юзеры, «налог на интернет»: взимание обязательной платы с провайдеров за каждого пользователя, которому они обеспечивают доступ в Интернет. Эти деньги якобы должны были компенсировать потери правообладателей от незаконного использования контента. В России традиционно велика доля пиратства — больше 90% в физических носителях, примерно столько же в интернете. Однако выступление владельца замка и привидения в защиту угнетенных авторов выглядело столь топорно, что вызвало возмущение даже у последовательных противников пиратства. Законопроект не прошел, но более полугода провайдеров, многих из которых этот закон просто убил бы, лихорадило. Но почему? Понятно: на кону стояли огромные деньги. Осуществись авантюра — все замки Шотландии были бы наши.

Источник: «Комсомольская правда»

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1026