Штрафы в электричках вырастут в 50 раз
Штрафовать на пригородных поездах будут только тех, кто откажется оплатить билет контролеру
Совет Федерации одобрил два закона, касающиеся пригородного железно дорожного сообщения. Согласно одному из них, устанавливается нулевая ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров на электричках, вторая инициатива поднимает штрафы за безбилетный проезд — вплоть до 50-кратного размера стоимости билета.
Как зафиксировать разумные тарифы?
Нулевая ставка НДС на пригородном сообщении вводится с 31 декабря 2016 года. Одним из пунктов данного закона стало выделение восьми миллиардов рублей перевозочным кампаниям с целью частично преодолеть их убыточность. Тема эта вызвала небольшую дискуссию: сенатора Игоря Чернышёва не удовлетворил ответ замминистра Сергея Шаталова, на вопрос — есть ли гарантии того, что в будущем тарифы на пригородных электричках не будут расти? Ответ, по мнению сенатора, прозвучал уклончиво — нет никакого конкретного соглашения, которое гарантировало бы фиксацию таких тарифов.
Спикер палаты регионов Валентина Матвиенко, с свою очередь, заметила: «Прежде всего, одобряя этот закон, мы создаём более льготные условия для железнодорожного транспорта, который реально является убыточным, а тарифы — регулируемыми. Компании получат восемь млрд. рублей из федерального бюджета — очевидно, что за счёт этого нагрузка на бюджеты регионов снизится. Между тем, властям субъектов РФ надо встречаться с руководством каждой компании — без согласия региона нельзя повышать тарифы. И после одобрения данного закона субъекты должны заключить те самые соглашения, которые зафиксируют разумные тарифы».
Штраф для «отказников»
На удивление, обсуждение законопроекта, серьёзно повышающего штрафы для «безбилетников» в электричках, прошло менее оживленно. Однако после комментария заместителя главы Комитета СФ по экономической политике Сергея Шатирова ситуация прояснилась. По словам парламентария, основное бремя расходов по электричкам перешло от РЖД к региональным бюджетам, которые оказались не готовы к этому.
Между тем, потери от безбилетного проезда составляют до четырёх миллиардов рублей в год: понятно, что в непростой экономической ситуации эти деньги очень помогли бы и пассажирским компаниям, многие из которых балансируют на грани банкротства, и регионам, которые имеют своё участие в работе таких компаний.
Как отметил Сергей Шатиров, основная цель закона — создать условия, при которых выгоднее заплатить, чем проехать «зайцем». «Да, штрафы увеличены — в частности его сумма установлена в 50-кратном размере цены билета за 10 км того маршрута, на котором пойман «безбилетник». Замечу, что в аналогичной ситуации на расстоянии в 100 км штраф взимается уже в 5-кратном размере, то есть в десять раз меньше. Ключевой момент — штраф взимается (в том числе через суд) только в том случае, если пассажир отказался оплатить билет даже в вагоне», — пояснил Сергей Шатиров.
Он отметил, что раньше это норма была прописана в КоАП, но была «беззубой» — штраф за безбилетный проезд в электричке составлял всего 100 рублей, в поезде дальнего сообщения — 200 рублей. Норма, предусматривающую новую систему штрафов переходит из КоАП в Устав о жд транспорте, и формирует единый законодательный подход к сектору пригородных перевозок.