Сергей Шатиров: Ситуация такова, что объёмы пригородных пассажирских перевозок могут сократиться вдвое

Комитет Совета Федерации по экономической политике чрезвычайно обеспокоен состоянием пригородного железнодорожного пассажирского сообщения в РФ, и намерен предложить сенаторам одобрить постановление Совета Федерации о мерах  по преодолению  финансовых проблем в данной сфере. Об этом специально для «Парламентской газеты» сообщил сенатор Сергей Шатиров.

Он напомнил, что палата поручила профильному комитету детально изучить ситуацию, сложившуюся вокруг пригородных железнодорожных рейсов. По итогам расширенного заседания, по данному вопросу с участием министерств, ведомств, транспортных компаний Сергей Шатиров отметил — ситуация складывается крайне неблагоприятно, что может привести к сокращению  объемов пригородных пассажирских перевозок вдвое уже в текущем году.

«С тех пор, как пассажирский пригородный железнодорожный транспорт выделен в самостоятельный участок рынка, у региональных бюджетов скопились миллиардные долги перед железнодорожниками. Дисбаланс между всеми участниками рынка приводит к сокращению  маршрутов пригородных электричек. За последние три года по всей стране было отменено более 8 процентов маршрутов», — пояснил сенатор.

По словам Сергея Шатирова, пригородные электрички курсируют на территории 73 регионов России и ежегодно перевозят порядка одного миллиарда пассажиров. «Для многих россиян  пригородная электричка — это  не только удобный и доступный вид транспорта. Для жителей некоторых регионов  Сибири и Дальнего Востока из-за неразвитости сети автомобильных дорог, пригородное железнодорожное сообщение является вообще единственным транспортом, что обуславливает социальную значимость данного вида перевозок», -  подчеркнул сенатор.

Он напомнил, что на третьем этапе реформы ж/д транспорта, которая осуществляется с 2001 года, пригородный сектор решено вывести из структуры РЖД в отдельную сферу рынка. Начиная с  2011 года, прекратилось перекрёстное финансирование пригородных перевозок за счет грузовых. Также произошло разделение обязанностей, в соответствии с которыми РЖД только предоставляет подвижной состав и инфраструктуру перевозчикам.

Ключевая роль отводилась регионам, которые должны формировать заказ на перевозки и регулировать уровень тарифов. При этом убытки компаний от льготных тарифов «рекомендуется» компенсировать из региональных бюджетов. В итоге последние три года из 25 перевозочных компаний, только три являются прибыльными, а 15 -  являются глубоко убыточными.

Как пояснил Сергей Шатиров, до 2011 года ни государство, ни регионы не несли никаких затрат вообще, так как железнодорожный комплекс производил финансирование, перекладывая затраты на плечи грузоотправителей. Сейчас по оценкам экспертов общие затраты перевозчиков составляют 118,2 млрд. рублей в год. Дефицит средств достигает 33,2 млрд. рублей в год, из которых 7,4 млрд. рублей за осуществление перевозок не доплачивают регионы за осуществление перевозок пассажиров (при заявке 15,5 млрд руб), 8 млрд. рублей не доходят из-за отсутствия компенсации из федерального бюджета за то, что перевозчикам за пользование инфраструктурой РЖД государство установило льготный тариф в размере одного процента от утвержденных Федеральной службой по тарифам. Не решённым остаётся вопрос обновления подвижного состава, который составляет порядка 16,5 млрд. рублей.

В связи со сложившейся ситуацией, Комитет СФ по экономической политике намерен 9 июля предложить сенаторам одобрить постановление Совета Федерации о мерах  по преодолению  финансовых проблем в сфере пригородного пассажирского транспорта. В частности, Правительству будет предложено субсидировать затраты на инфраструктуру из федерального бюджета, а также подготовить и внести в парламент проект федерального закона об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ.

Просмотров 428