В Совете Федерации призывают Молдову к более тесному сотрудничеству в рамках Евразийского экономического сообщества

Участники Таможенного союза намерены предусмотреть при подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе возможные форматы для других государств, в частности, для тех, которые являются наблюдателями в Евразийском экономическом сообществе — для Молдовы, Армении и Украины. Об этом заявил, выступая в Кишиневе на международной конференции «О перспективах развития Таможенного союза», заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам сенатор Валерий Шнякин.  

Он напомнил, что государствам-членам Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) предстоит кодифицировать нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, составить единый универсальный документ - Договор о Евразийском экономическом союзе. Для того, чтобы договор вступил в действие с 1 января 2015 г., президенты определили дату, когда он должен быть завершён и представлен правительственной комиссией им на рассмотрение. Это 1 мая 2014 г. Предполагается, что по итогам этого президенты смогут подписать в первой половине 2014 г. и полгода будет у национальных парламентов для обсуждения и принятия этого важного документа, сказал Валерий Шнякин.

«Единое экономическое пространство, к которому мы подошли с 1 января текущего года, предполагает разворачивание 17 базовых соглашений, в развитие которых предполагается подписать еще 52 документа. Это те самые документы, которые должны обеспечить реализацию четырех свобод: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Задача парламентов заключается в том, чтобы синхронно их ратифицировать», - пояснил сенатор. В 2009-2011 годах, когда полномасштабно заработал Таможенный союз, была создана Единая таможенная территория, Единая система тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, таможенного регулирования, санитарно-ветеринарного, фито-санитарного контроля, технического регулирования. Начала функционировать Евразийская экономическая комиссия — наднациональный регулирующий орган Таможенного союза. «Все решения в комиссии принимаются консенсусом, что говорит о полном равенстве стран-участниц интеграционного процесса. Это очень важно для наших потенциальных кандидатов для вступления в Таможенный союз. При этом зафиксировано право каждой стороны наложить вето на те решения, с которыми она не согласна», - отметил он.

Процесс развития евразийской интеграции будет сопровождаться передачей всё больше и больше функций с межгосударственного уровня согласования решений на наднациональный. «В своё время было принято решение о том, что мы все доходы от импортных пошлин собираем в общий котёл и дальше делим по согласованным коэффициентам. Это позволило избежать трений при взимании и распределении импортных пошлин, перетягивание национальными участниками бюджетных потоков на себя и открыло нам дорогу к формированию полноценного бюджета Евразийской экономической комиссии, которая сегодня формируется как раз в тех же самых пропорциях. То есть, мы близки к тому, чтобы по опыту Европейского союза создать систему бюджетирования, которая была бы привязана к собираемым импортным пошлинам. Нужно быть готовыми к тому, чтобы в Евразийской экономической комиссии появился полноценный бюджет с программно-целевой частью, с системой ответственности и контроля за наполнение и исполнение этого бюджета», - сказал он.

«Важно подчеркнуть, что создание интегрированного рынка Таможенного союза, включающего 170 миллионов потребителей, при согласованной политике в сфере энергетики, транспорта, инфраструктуры,  уже сейчас повышает инвестиционную привлекательность стран-участниц, потому что, вкладывая, допустим, в автомобилестроение в Казахстане или в Белоруссии, иностранные инвесторы понимают, что они выходят на весь единый рынок», - подчеркнул сенатор.

Валерий Шнякин напомнил, что некоторые государства, например, Киргизия, Таджикистан сейчас являются членами Евразийского экономического сообщества. В настоящее время идет процесс по присоединению Киргизии к Таможенному союзу. «При этом исходим из того, чтобы её присоединение принесло эффективность и самой киргизской экономике», - отметил сенатор. Есть страны-наблюдатели в Евразийском экономическом сообществе — Молдова. Украина и Армения.

«Конечно, мы должны предусмотреть возможность в этом новом договоре — о Евразийском экономическом союзе — для таких государств тоже взаимодействовать с этим союзом в статусе партнёров или наблюдателей. Как известно, на саммите ЕврАзЭС в мае этого года  Россия, Казахстан и Беларусь одобрили меморандум об углублении взаимодействия с Украиной и предоставлении Украине статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе», - сказал он.

«Думаю, что у молдавских коллег есть, о чем подумать. Ведь сотрудничество Российской Федерации и Республики Молдова в различных областях экономики, культуры, науки и образования имеет давние и  устойчивые традиции. Российско-молдавские отношения в экономической области составляют развитую договорно-правовую основу, которая охватывает торгово-экономическую, налоговую, кредитно-финансовую и другие сферы», - сказал В.Шнякин. Он напомнил, что на протяжении не одного десятка лет Российская Федерация является основным торговым партнером Республики Молдова, занимая первое место среди стран, на которые приходятся наибольшие объемы экспортно-импортных операций. На сегодняшний день доля России во внешнеторговом обороте Молдовы составляет около 30%.

Экспорт молдавских товаров в Россию в 2012 г. составил  655 млн. долл. США, увеличившись на 4,7 % по сравнению с 2011 годом (без учета Приднестровской республики, с учетом Приднестровья товарооборот превышает 2 млрд.долл. США).

Валерий Шнякин подчеркнул, что в случае присоединения Молдовы к Таможенному союзу Республика Молдова получила бы возможность свободного перемещения товаров по единой таможенной территории устранив все барьеры, в том числе фискальные, в торговле между нашими странами.

Таким образом, для Молдовы есть прямая возможность дальнейшего роста поставок винодельческой, мясной, плодоовощной и другой продукции на рынки России, Беларуси и Казахстана по льготным условиям.

Очевидно, что интеграция Молдовы в Таможенный союз имеет довольно внушительный и привлекательный набор преимуществ как с точки зрения увеличения внешнеторгового оборота, так и улучшения инвестиционного климата.

Доля российских компаний, инвестирующих средства в экономику Республики Молдова достаточна велика. На сегодняшний день в республике зарегистрировано более 800 компаний с российским капиталом.

Однако на сегодняшний день суммарный объем накопленных взаимных инвестиций России и Молдовы не так высок. По итогам 2012 года он составил всего около 200 млн. долл. США.

В решении проблемы повышения инвестиционной активности, на мой взгляд, также имеется значительный нереализованный потенциал, связанный с формированием общего экономического пространства.

Многих инвесторов в молдавскую экономику, в том числе и российских, сдерживает незащищенность вложений, различия в налоговом и таможенном администрировании, неоднозначная трактовка законодательных норм, нестабильность экономической ситуации и многие другие факторы.

Вне всяких сомнений, создание единого и открытого экономического, таможенного, транспортного, визового, и информационного пространства с унифицированной законодательной базой соответствующей мировым образцам и стандартам позволит создать благоприятный бизнес-климат для потенциальных инвесторов.

С каждым годом на пространстве СНГ усиливается конкуренция за экономические сферы влияния и ресурсы, поскольку страны Содружества находятся в зоне пересечения стратегических интересов основным мировых «центров силы». Консолидация усилий по созданию мощной и конкурентоспособной евразийской зоны сотрудничества с эффективной и тщательно выверенной политикой позволит обеспечить долговременные интересы наших стран.

«Я уверен, что такой подход отвечает стратегическим интересам как России, так и Республики Молдова», - заключил Валерий Шнякин.

Просмотров 414

02.07.2013 10:47