Театр, изменивший многое и многих

Легендарному петербургскому БДТ исполнилось 100 лет

Театр, изменивший многое и многих

Здание Государственного академического Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова (БДТ). Фото: РИА Новости/ Алексей Даничев

Кто знает самые известные аббревиатуры Санкт-Петербурга? Ну, например — БГД? Или ДЛТ? Или же ФРГ (а может, и ГДР знаете?). Так вот, БГД — это разумеется, Большой Гостиный Двор. ДЛТ — Дом Ленинградской торговли. ФРГ — так в советское время называли «фешенебельный район Гражданки». А ГДР — это был район «Гражданка дальше Ручья». Зато три буквы БДТ знает не только каждый петербуржец, но и каждый гражданин страны. И не только нашей. Потому что это Большой драматический театр!

Всё началось с «Дона Карлоса»

Он родился 100 лет назад по инициативе Максима Горького (чьё имя и носил с 1932 по 1992 год). А первым его руководителем стала комиссар театров и зрелищ Союза коммун Северной области, гражданская жена писателя Мария Андреева. Она подписала декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии» и сама стала играть в нём.

Первый спектакль БДТ был дан в Большом зале Консерватории - «Дон Карлос» по пьесе Шиллера. Спектакль в неотапливаемом здании шёл пять часов (!), но никто не уходил как в день премьеры, так и на протяжении последующих вечеров.

В апреле 1919 года председателем Директории (так тогда назывался худсовет театра) стал поэт Александр Блок. На следующий год БДТ вселился в здание бывшего Малого театра на Фонтанке, 65, — в этом доме он находится и сейчас.

В первые свои годы театр сделал ставку на мировую классику — пьесы Шекспира и Шиллера, драмы Гюго. Интересно, что бутафорской мебели на сцене тогда не было — стояла мебель из богатых домов. И костюмы тоже были настоящими — например, в спектакле «Заговор императрицы» актриса Нина Лежен играла ближайшую подругу Александры Фёдоровны Анну Вырубову в её подлинном платье.

Менялись времена, менялись режиссёры и актёры, авторы пьес… В 20-х- 30-х годах в БДТ были поставлены спектакли по произведениям Юрия Олеши, Николая Погодина, Льва Славина и, наконец, «отца-основателя» театра Максима Горького.

Но из-за частой смены руководителей (некоторые из них были репрессированы) театр к концу 30-х годов стал неинтересен публике. В начале Великой Отечественной он был эвакуирован в Киров, и вернулся в Ленинград после прорыва блокады в феврале 1943 года.

В 1950-е годы кризис в театре усугубился. Ярких постановок не появлялось, худруки менялись с бешеной скоростью. И на некоторых спектаклях зрителей было меньше, чем актёров на сцене.

Вершитель судеб

Всё изменилось в 1956 году, когда главным режиссёром БДТ стал великий Георгий Товстоногов. Он не сразу принял приглашение возглавить театр, зная все его «болячки». К тому же шесть лет до этого успешно руководил театром имени Ленинского комсомола. И поставил в театре имени Пушкина спектакль «Оптимистическая трагедия», за который получил Ленинскую премию.

Но всё же согласился на новый пост. И на первом же собрании труппы заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!». А вскоре уволил более 30 актёров — почти треть состава театра.

А затем — началось! И трагедии, и комедии, ставшие очень популярными у ленинградцев. Особым успехом пользовались «Эзоп» с недавно ушедшим от нас Сергеем Юрским и «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским. А потом и «Варвары», и «Пять вечеров», и «Горе от ума», и «Цена» Артура Миллера, и «Карьера Артуро Уи» Бертольда Брехта, и «Три мешка сорной пшеницы» Владимира Тендрякова, и «История лошади» по «Холстомеру» Льва Толстого с незабвенным Евгением Лебедевым, и «Смерть Тарелкина» Александра Колкера по мотивам комедии Сухово-Кобылина… Все шедевры, поставленные на сцене БДТ Товстоноговым, трудно перечислить.

Театр стал известен по всей стране и за границей. Труппа выезжала за рубеж, и гастроли всегда проходили с успехом. При этом режиссёр находился под постоянным прессингом партийного начальства. Ту же «Цену» Миллера приходилось отстаивать, потому что её автор позволил себе нелицеприятные суждения об СССР, а с суперзанавеса спектакля «Горе от ума» убрать-таки цитату из Пушкина «Чёрт догадал меня родиться в России с душой и талантом».

При Товстоногове в БДТ расцвели Нина Ольхина, Людмила Макарова, Эмма Попова, Зинаида Шарко, Татьяна Доронина, Валентина Ковель, Наталья Тенякова, Светлана Крючкова, Виталий Полицеймако, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Владимир Рецептер, Юрий Демич, Андрей Толубеев, Всеволод Кузнецов, Вадим Медведев, Олег Басилашвили и ещё множество прекрасных артистов.

Кстати, Олег Валерианович Басилашвили, с 1959 года служащий в БДТ, вспоминает о первых годах своего пребывания в театре как об очень непростых. К тому времени он три года прослужил в ленинградском Ленкоме. Приехал в город после мхатовской Школы-студии с молодой женой Татьяной Дорониной. Жили в общежитии, было весело, несмотря на зарплату в 60 рублей. «А когда меня пригласил в БДТ Георгий Александрович, сразу стало тяжело, — рассказывал народный артист. — Это совсем другой театр. Его стены пропитаны трудовым потом великих артистов. Когда я туда попал, я увидел, что требования к актёру там очень жёсткие и если ты не будешь им соответствовать, тебе хана».

1984 год. Режиссер Большого драматического театра Георгий Товстоногов с актерами во время репетиции. Фото: Юрия Белинского /Фотохроника ТАСС/

По словам Басилашвили, требования у Товстоногова были на десять порядков выше, чем в студии Художественного театра и в театре Ленинского комсомола. У артиста всё поначалу сыпалось из рук. Был даже момент, когда он хотел вернуться в Москву. Но Товстоногов ему сказал: «Олег, я чувствую, что вы хотите уйти из театра. Я вас прошу этого не делать, вы мне очень нужны».

Известный кинокритик и театровед Ирина Павлова говорит, что в БДТ Товстоногов царил безусловно: «Даже из мимолётных разговоров было понятно, что он царь и бог. Вершитель судеб. Что распределение ролей в новом спектакле — это либо казнь, либо возведение в генеральский чин. Даже те, кто ушли от него, всю жизнь испытывали на себе его влияние, влияние этой потрясающей личности, наделённой какой-то нечеловеческой интуицией».

1984 г. Василий Шукшин, Кирилл Лавров и Георгий Товстоногов (слева направо) во время работы над постановкой пьесы В. Шукшина "Энергичные люди".Фото:РИА Новости/Рудольф Кучеров

При всей строгой дисциплине, царившей в Большом драматическом, в театре умели и посмеяться, и покуролесить. Долгие годы организовывал в нём капустники ветеран петербургской журналистики Лев Сидоровский. «Товстоногов говорил про меня: «Наш талисман», — вспоминает Лев Исаевич. — И актёры вместе со мной пели, например, такое: «Вздыхают зрители: «Ах, Лебедев! Ах, Женя!/ Он так освоил лошадиные движенья!/ Так бъёт копытом, от спектакля возбуждённый, /Что на него б взобрался сам Семён Будённый!…» Какой стоял хохот!…»

А теперь — Могучий…

Георгий Товстоногов руководил БДТ 33 года. Он умер за рулём своей машины 23 мая 1989 года после генеральной репетиции спектакля «Визит старой дамы». Имя гениального режиссёра было присвоено театру в 1992 году.

После Товстоногова театром стал руководить Кирилл Лавров, в 2007 году его сменил Темур Чхеидзе, а с 2013 года худруком стал Андрей Могучий, считающийся одним из лидеров театрального авангарда.

Первым спектаклем, поставленным Могучим на прославленной сцене, стала «Алиса» по мотивам произведений Льюиса Кэррола, главную роль в котором сыграла замечательная Алиса Фрейндлих. Затем был спектакль «Что делать?» по мотивам романа Чернышевского. Затем — «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева. Каждая из этих постановок имела как восторженных поклонников, так и ожесточённых критиков. Но то, что театр меняется и развивается — несомненно.

Просмотров 2810

15.02.2019 00:00




Загрузка...

Популярно в соцсетях