Сальвадор Дали: с помощью кисти мог изобразить самую невероятную химеру

Из блокнота журналиста

Однажды в Лондонском планетарии воспроизвели расположение звёзд на небосводе каталонского города Фигераса, где в мае 1904 года родился испанский художник-сюрреалист, интерес к которому велик во всём мире и по сей день.

После въезда в Фигерас, наша машина остановилась на площади Рамбла, где находится главная достопримечательность этого города — Театр-музей Сальвадора Дали. По словам экскурсовода, в 80-е годы эксцентричному художнику предоставили возможность переоборудовать здание местного театра XIX века в мастерскую.

Во дворе посетителей встречает скульптурная группа «Плачущее такси» — чёрный кадиллак, на капоте которого женская фигура, а сзади - конструкция из автомобильных шин. Постепенно туристы входят в гротескный, неоднозначный мир художника. Словно заворожённые стоят они перед алтарём из ликёрных бутылок, входят в гостиную, именуемую «Посвящение актрисе Мей Вест», и любуются картинами, чей мир, кажется, утратил чёткость очертаний.

В начале тысячелетия коллекция театра-музея пополнилась собранием изделий из золота и драгоценных камней, принадлежавших Дали и выполненных по его эскизам. В разгар сезона здесь ежедневно бывает сотни людей со всех концов света.

Интересно, что Дали, по-каталонски означает «желание» — словно ещё в утробе матери он утверждал, что предназначен стать неповторимым. Сальвадор уже в детстве увлёкся искусством и в 14 лет провёл свою первую персональную выставку. Одновременно учился классическому рисунку. В Мадридской школе искусств молодой будущий мастер освоил одновременно импрессионализм, футуризм, кубизм и… реализм.

Начав эксперименты с формой и содержанием, Дали даже собственный образ создавал в соответствии со своим творчеством — одержимый взгляд и закрученные кверху усы стали своего рода визитной карточкой художника, заявившего в определённый момент: «Сюрреализм - это я». Он всегда испытывал «желание» (помните?) прикоснуться ко всему, что было существенным для человека. Его картины, рисунки, скульптуры, книги, короткометражные фильмы не обошли таких тем, как сексуальная революция и гражданская война в Испании, атомная бомба и нацизм, католическая вера и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды.

В 30-е годы необычная манера письма Дали утверждается, завоевывает сторонников. Его произведения нравятся публике всё больше и больше, они вовсю раскупаются. Художник не выпускает кисти из рук с раннего утра до глубокой ночи. Нередко рисует несколько картин сразу, переходя от одной к другой, делая точные мягкие мазки. На полотнах «неистового Сальвадора», как его называли, можно увидеть Мэрилин Монро и Венеру Милосскую, Маркса и Ленина, Мао и Гитлера… И фантастические сюжеты, рождённые, кажется, во сне.

Серьёзное влияние на становление живописца оказал круг его общения, в который входили поэт и драматург Федерико Гарсиа Лорка и режиссёр Луис Бунюэль. В то же время он с увлечением штудировал книги основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, с которым встречался в Лондоне. В жизни у Дали не было более преданного друга и помощника, чем его жена Гала, родившаяся в Казани Галина Дьяконова, — женщина с удивительной судьбой.

Когда она впервые увидела Сальвадора, то решила, что он — танцор танго. Это произошло летом 1929 года. Тогда в гости к художнику, снимавшему дом в посёлке Кадакес, расположенном в красивейшей бухте Средиземного моря, приехали супруги Элюар - Гала и Поль. Оказавшись вместе с Галой на пляже, Сальвадор был покорён ею - «более гордых и энергичных линий фигуры я никогда не встречал в своей жизни». На следующий день подавленный, растерянный Поль Элюар уезжал из Кадакеса без жены, но зато получил портрет, написанный Дали. Экстравагантный художник так объяснил его идею: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».

В документальный фильм «Гала» вошли увлекательные рассказы людей, близко знавших Галину Дьяконову, документальные свидетельства из кинохроники тех лет и репродукции десятков картин Дали, навсегда запечатлевших женщину из заснеженной России, которая до последних своих дней сохранила любовь к гениальному спутнику жизни. После смерти Галы, которую Дали боготворил, — это случилось в 1982 году - мир приобрел для него новое измерение, которое нам незнакомо…

Характерно, Дали всегда были по душе чудачества. Но чудачества, не лишённые смысла. Как-то на презентации духов в Париже он швырнул в витрину камень, вышел в образовавшую дыру на улицу, где тут же был арестован полицией — что дало ему настоящую рекламу.

Когда Дали попал в больницу, то первым делом потребовал установить в палате телевизор, чтобы… «следить за судьбой», контролируя по местной сети действия врачей. Дали не хотел упустить момент, когда они начнут лгать ему о состоянии здоровья. Из его уст прозвучала тогда печальная шутка: «Смерть, приходи!» Но приходи незаметно, так, чтобы я не расслышал твоих шагов, а то удовольствие от сознания предстоящего ухода в другой мир придаст мне силы пожить ещё». Великий каталонец скончался в январе 1989 года и был похоронен под хрустальным куполом своего театра-музея.

Автор: Леонид Чирков

Ещё материалы: Леонид Чирков

Просмотров 741

13.05.2019 14:17



Загрузка...

Популярно в соцсетях