Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:48Джабаров считает, что попытка США скрыть угрозу теракта делает их соучастниками

13:56Арестованный по делу о теракте в «Крокусе» обжаловал решение суда

13:24Напавшие на «Крокус Сити Холл» были под воздействием наркотиков

Когда российские театральные вузы войдут в мировые рейтинги

Первые изменения могут произойти уже в этом году, считает Григорий Заславский

09.04.2019 14:35

Автор: Мария Михайловская

Когда российские театральные вузы войдут в мировые рейтинги
Григорий Заславский. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Российская театральная школа считается одной — если не самой лучшей — в мире. И, несмотря на это, ни один отечественный театральный ВУЗ не представлен в рейтинге лучших университетов мира. Почему? Как популяризировать искусство среди молодёжи и привлечь выпускников в региональные учреждения культуры? Об этом и о многом другом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал ректор Государственного института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский. Он стал очередным гостем авторского проекта члена думского Комитета по культуре Наталии Пилюс «Год театра в «Парламентской газете».
 
- Президент Владимир Путин поставил амбициозную задачу, чтобы наши ВУЗы вошли в сотню лучших вузов мира. Насколько это реально для театральных институтов?

- Мы работаем над этой задачей уже два года. Есть международный рейтинг QS — единственный из признанных рейтингов, который имеет раздел, посвящённый исполнительским искусствам. Однако ни одной российской театральной школы в нём нет. В этом году, правда, в него вошла Московская госакадемия хореографии, с чем можно поздравить наших коллег. Чем вызвана такая ситуация? Недостаточным вниманием государства к театральным институтам.

Весь мир знает, что русская театральная школа — лучшая в мире, будем надеяться, что мы сможем отстаивать это право.

Нужно понимать, что бюджетные деньги, потраченные на продвижение классических университетов, принесли конкретные результаты: в список лучших вузов мира попали и МГУ, и МИФИ, и СПбГУ, и другие университеты. Государству их продвижение обошлось в 14,2 миллиарда рублей за четыре года. Но это деньги являются инвестициями — рост популярности учебных заведений ведёт к росту числа иностранных студентов, благодаря чему расходы полностью окупаются. В этом вопросе нам нужна поддержка Министерства науки и высшего образования. Буквально недавно нам удалось провести слушания в Министерстве, по результатам которых, я надеюсь, произойдут какие-то перемены для театральных вузов уже в этом году. Весь мир знает, что русская театральная школа — лучшая в мире, будем надеяться, что мы сможем отстаивать это право.

- По данным исследования института социологии, среди предметов гордости россиян культура и литература заняли пятое место. Однако если обратить внимание на возраст респондентов, 82 процента молодёжи предпочитает Интернет другим видам досуга. А наша задача — увеличить посещаемость учреждений культуры, в том числе театров, хотя бы на 15 процентов. Что нужно сделать, чтобы повысить роль театра у подрастающего поколения? Есть ли у вас интересные проекты для студентов, используются ли социальные сети?

- Сегодня у молодёжи есть понимание значимости профессии актёра — в прошлом году конкурс был 450 человек на место. Наши выпускники — а это очень популярные люди — делают всё, чтобы молодёжь шла в театр. Среди них — Александр Петров, Юлия Пересильд, Виктория Толстоганова, Юрий Стоянов, Павел Деревянко. У каждого из них целая «армия» подписчиков в Сети. Они действительно являются лидерами общественного мнения и популяризируют театр среди молодёжи. Другое дело, что этим можно пользоваться активнее — все наши выпускники готовы помогать отечественному театру. Достаточно сказать, что ряд актёров, окончивших наш ВУЗ, учредили именные стипендии нашим студентам.

«Спящая красавица» не может оставаться видом услуги
- В конце апреля начинается первый тур прослушивания в ГИТИС. В этом году этапы будут проходить в Белгородской, Курской и Оренбургской областях… Для вас это первый опыт?

- Этой истории много лет. Каждый год мы проводим прослушивания на юге России, отбирая лучших абитуриентов из региона. Так что у нас на каждом факультете есть студенты из кавказских республик. В прошлом году мы впервые провели прослушивание в Норильске.

В этом году пройдёт ещё несколько этапов в десятках регионов. Причём в какой-то момент я понял, что мы подписали столько контрактов на региональные прослушивания, что сами не сможем охватить всё — и «поделились» практикой с Театральным институтом имени Щукина. Теперь мы делимся друг с другом результатами отбора, советуем абитуриентов, ведь всё-таки разница вузов сохраняется. К примеру, у нас свои представления о красоте — в «Щуке» более строгие стандарты.

- Внешность учитывается при поступлении в ВУЗ?

- Ещё как. Но у нас меньше, чем у них … У нас, допустим, училась Лия Ахеджакова — но в «Щуку» её скорее всего бы не приняли. И мы гордимся, что она «наша».

- Вот уже пять лет для любительских театров в Тульской области — в рамках проекта «Единой России» «Культура малой Родины» — проходит конкурс любительских театров «Театральное многообразие». Победители конкурса побывали в Москве, вы лично провели экскурсию по ГИТИСу. Хочу сказать, что для ребят это стало серьёзным событием в профессиональной жизни, и, уверена, многие будут пытаться поступить к вам. И в этой связи вопрос — не обидно ли ребятам из регионов, где ваш вуз ещё не проводит предварительные прослушивания?

- Ребята, прошедшие предварительный этап в своих регионах, идут только на второй тур — не на экзамен, то есть никто никому ничего не обещает. Я считаю, что для страны это важный социальный проект: у многих семей просто нет денег, чтобы абитуриент приезжал на три тура в Москву. Да, у нас есть электронная запись, которая гарантирует, что «дежурить» ночью, как это было раньше, не придётся.

Григорий Заславский и Наталья Пилюс. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Мы постарались сделать процесс максимально цивилизованным. Но всё-таки тот факт, что ребята могут пройти первый тур недалеко от дома — это огромное дело. По его результатам ребята уже могут принять решение, стоит ли продолжать свой путь в нашей профессии.

- Хотя в стране работает более 600 театров, большинство выпускников, приехавших из регионов в столицу получать профессию актёра или режиссёра, редко возвращаются обратно. Что нужно сделать, чтобы после обучения выпускники возвращались работать домой?

- Действительно, чуть более четырёх процентов выпускников, окончивших очное отделение в столичном театральном вузе, возвращаются в регионы. Я бы назвал такую ситуацию отсутствием социальной ответственности у студентов. Люди обучаются на бюджетные деньги, но при этом не считают себя обязанным государству. Мне кажется, нужно менять законодательство в этой сфере — если государство потратило деньги на обучение, оно имеет право предложить распределение выпускнику.

И в этом нет ничего плохого — в провинции сделать карьеру намного проще. Тем более что работа в регионе не мешает сниматься в сериалах и кино — для этого у всех сегодня есть агенты. Важно понимать, что ни в одной профессии нельзя достичь всего и сразу, но в региональных театрах у актёров больше возможностей играть главные роли и быть задействованными в репертуаре. Наконец, возможно, стоит подумать о программе «Земский деятель культуры» для привлечения актёров и режиссёров на село — наподобие программ, разработанных для учителей и врачей.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 6134