Как гастрольные постановки стали собирать полные залы

Зрители во всех регионах могут познакомиться со спектаклями ведущих театров страны

Как гастрольные постановки стали собирать полные залы

Наталья Пилюс, Григорий Лифанов и Елена Булукова. Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

Вот уже шестой год реализуется программа «Большие гастроли», позволяющая всем жителям страны увидеть постановки лучших театров России. Причём речь идёт не только о столичных спектаклях, но и о пьесах из театров Астрахани, Екатеринбурга, Крыма. В 2018 году программа охватила все 85 субъектов, а гастрольные постановки стали собирать полные залы.

Как сегодня формируется единое культурное пространство России? Почему искусство привлекает зрителей в самых отдалённых уголках страны? На эти и другие вопросы в пресс-центре «Парламентской газеты» ответили директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова и главный режиссёр Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского Григорий Лифанов. Они стали очередными гостями авторского проекта члена думского Комитета по культуре Наталии Пилюс «Год театра в «Парламентской газете».

- Гастроли всегда были исключительной частью работы культурных учреждений, что, безусловно, даёт театрам огромные возможности. Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, о вашем центре и его участии в Годе театра?

Е.Б.: Наш​ центр был создан в 2014 году по поручению президента Владимира Путина в результате многочисленных обращений театральных​ деятелей, и за шесть лет его деятельность значительно расширилась. Число театров, принимающих участие в гастролях, выросло в 15 раз.

Начинали мы с того, что свои постановки в отдалённые города России вывозили ведущие столичные театры, тогда их было 20. Сегодня же мы можем говорить о децентрализации гастрольной деятельности, потому что теперь гастролируют не только московские и питерские театры, но и культурные учреждения из субъектов, которые ездят в гости друг к другу. Сейчас таких гастролирующих театров 265. Причём очень важно, что спектакли в отдалённых населённых пунктах играются так же, как они проходят и на ведущей сцене.

- Как происходит отбор для участия в программе?

Е.Б.: Заявки подаются на сайте. Причём мы собираем их от театров различной направленности, в том числе от театров кукол и детских. Мы выясняем, в каких регионах есть запрос на те или иные представления, обеспечиваем финансирование авиабилетов​ труппы, помогаем доставить декорации.

- Вы как-то оцениваете, какое впечатление​ произвёл тот или иной театр в регионе?

Е.Б.: Для нас главный показатель — заполняемость залов. Если все спектакли проходят при аншлагах, это и есть успех. На гастрольных постановках полные залы бывают практически​ всегда. Из недавних примеров — в Астрахани с аншлагом прошли постановки екатеринбургского театра.

Елена Булукова. Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

- Григорий Алексеевич, а в каких гастролях участвовал ваш театр?

Г.Л.: Прежде всего хочу сказать, что выезд театра в другой город — это всегда своего рода экзамен, проверка того, насколько слаженно работает труппа, различные цеха. Наши первые гастроли прошли два года назад в Санкт-Петербурге, мы тогда сделали для себя определённые выводы, даже изменили процесс работы.

Это важный момент, который позволяет любому театру оценить работу команды. Когда думаешь о гастролях, всегда размышляешь, чем удивить, как показать своё уникальное лицо. Мы в основном вывозим классический репертуар, при этом рассказ ведётся современным языком, но без авторских трактовок. Причём довольно часто граждане, посмотревшие наши постановки у себя в городах, приезжают на отдых в Севастополь и вновь возвращаются на наши спектакли. Мы были в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, два раза в Санкт-Петербурге​ — везде нас встречали полные залы.

- Вы несколько раз встречались с Президентом России. О чём шла речь на этих встречах?

Г.Л.: Мы говорили о техническом переоснащении и модернизации нашего театра, построенного в 50-х годах. Работа в этом направлении уже началась. Думаю, что в 2021 году мы выйдем на конкретные результаты. Также поднимали вопросы, касающиеся проблемы званий, а актёрам региональных театров​ их дают неохотно. В прошлом году в нашем театре впервые за последние 20 лет было присвоено звание заслуженного артиста РФ, в этом году ожидаем ещё одно подобное событие.

Выезд театра в другой город — это всегда своего рода экзамен, проверка того, насколько слаженно работает труппа, различные цеха.

- Этому вопросу уделяет серьёзное внимание Комитет Государственной Думы по культуре, который дал рекомендации Министерству культуры РФ, и очень хорошо, что в Год театра проблема начала решаться. Елена Николаевна, занимается ли ваш центр организацией​ гастролей за границей?

Е.Б.: В 2015 году Министерство культуры приняло решение о поддержке зарубежных русских театров. С этого момента мы активно​ работаем с культурными учреждениями стран СНГ, поддерживаем русские театры Узбекистана, Казахстана, Прибалтики, Белоруссии, Украины. Ежегодно их труппы приезжают в Россию — на Урал, в Сибирь — для них это возможность познакомиться с российским зрителем. Мы поддерживаем и выезды наших театров в эти же республики. Такой обмен происходит ежегодно.

- Два года назад «Единая Россия» начала реализовывать партийный проект «Театры — детям», и в работе центра появилось новое направление — по поддержке детских и театров кукол. Как проходит эта деятельность?

Е.Б.: Уже в 2017 году на первые гастроли выехало сто детских театров. Для них это огромная радость, ведь коммерчески оправдать гастроли детским театрам самостоятельно очень трудно. Мы поддерживаем партийный проект «Театры — детям», в этом году из 146 таких театров на гастроли поедут 106.

Григорий Лифанов. Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

- Одна из проблем, с которыми сталкиваются творческие люди, — требование к режиссёрам иметь профессиональное образование. Мы знаем, что ещё какое-то время назад его имели не все. Последние три года ситуацию удавалось решать благодаря президентским грантам. Теперь же, насколько я знаю, обсуждается вопрос о возможном получении бесплатного второго высшего образования для людей творческих специальностей…

Г.Л.: Это очень важный момент, потому что профессия режиссёра — это профессия в первую очередь опытного человека. Я лично пришёл получать её в 29 лет. Полагаю, что этот момент необходимо прорабатывать законодательно — специальность кинорежиссёра или, к примеру, оператора чаще всего могут получать только опытные люди.

- С какими ещё проблемами, которые можно было бы решить на законодательном уровне, вы сталкиваетесь?

Г.Л.: Действительно, есть один вопрос, крайне актуальный для регионов, — доступность театров для жителей отдалённых территорий. С этой проблемой сталкиваются жители многих посёлков, которых отделяют от крупных городов десятки километров. Мы знаем, что требования к перевозкам детей сегодня очень серьёзные и школы в силу недостаточной материальной базы не могут им соответствовать. Возможно, в этой ситуации стоит выделить школе дополнительные средства на эти цели. Это поможет вовлечению в театральное искусство жителей отдалённых посёлков.

Просмотров 2260

22.10.2019 14:40




Загрузка...

Популярно в соцсетях