В Москве ждут белорусские театры

Настоящему и будущему сценического искусства России и Белоруссии был посвящён московский семинар «Театральная культура в Союзном государстве: взаимосвязи и влияние».

В Москве ждут белорусские театры

Сцена из спектакля "Паўлінка" Национального академического театра имени Янки Купалы (Белоруссия). Фото с официального сайта театра

Именно благодаря культуре создаётся комфортная сфера проживания, считает Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, открывший  встречу представителей современного театрального искусства наших стран. В этом смысле, сказал он, культура является не только духовной составляющей, она становится также политическим и экономическим фактором. Люди, чувствующие себя комфортно, не стремятся покидать обжитые места, старается остаться там и молодёжь. Человек в этих условиях и работает с другим настроением.

Как помочь диалогу культур

Постоянный комитет Союзного государства, организовавший этот экспертно-медийный семинар, постоянно помогает укреплению связей различных творческих коллективов, но возможностей для расширения и без того плодотворного сотрудничества ещё много. Григорий Рапота считает, что значимым вкладом в этом направлении может стать создание площадки для диалога театральной общественности России и Белоруссии. Также Государственный секретарь одобрил и предложение о создании летней школы для творческой молодёжи.

Театр немыслим без гастролей. Но в наше прагматичное время лишь единичные коллективы способны окупить многодневную творческую поездку с несколькими спектаклями. Зрители обеих стран ещё не настолько состоятельны, чтобы покупать билеты по их фактической стоимости. Потому уделом внестоличной публики остаются антрепризные постановки, которые при несомненных организационных достоинствах не всегда отличаются достоинствами художественными. На семинаре не раз упоминалось аншлаговое турне известнейшего в Белоруссии, но не столь известного у нас Национального академического драматического театра имени Максима Горького на Урал. Гости, в свою очередь, не без ностальгии говорили о гастролях в Минске Малого театра. Кстати, и та и другая поездка не смогли бы состояться без российского Минкульта. Но сделают ли эти прекрасные «ласточки» будущую гастрольную весну?

Сцена из спектакля "Чорная панна Нясвіжа" Национального академического театра имени Янки Купалы (Белоруссия). Фото с официального сайта театра

Генеральный директор Центра поддержки гастрольной деятельности при Министерстве культуры РФ Антон Прохоров в этой связи подчеркнул, что необходимы совместные действия, чтобы консолидировать организационные, логические, финансовые возможности. Эту задачу требуется решать на государственном уровне. А  народный артист СССР Армен Джигарханян по тому же поводу припомнил весьма популярные и нередкие в былые времена декады искусств союзных республик. В Белоруссии декадную практику в чём-то возродил и продолжает знаменитый фестиваль «Славянский базар» в Витебске. В России же подобного аналога пока нет.

Сцене нужны эксперименты

Работа семинара формально шла по секциям, хотя границы между ними выглядели весьма условными. Директор Московского кукольного театра Борис Киркин упомянул о трогательных опытах современных кукольников по созданию постановок… для детей и взрослых, лишённых зрения. На них бывают и вполне зрячие люди, которые для полного эффекта завязывают себе на представлении глаза. Отсутствие видеоряда компенсируется звуками, речевыми пояснениями и даже возможностью подержать кукол в руках.

Этой трогательной попытке пойти наперекор недугу в сообщении Бориса Киркина уделено было лишь несколько секунд, поскольку прозвучало оно на секции, отведённой для «смотра творческих рядов», хотя эта тема заслуживала куда большего внимания и могла найти место в программе секции, где обсуждали соотношение традиций и экспериментов.

На ней безусловным фаворитом стала главный режиссёр Норильского заполярного театра драмы Анна Бабанова, поведавшая о спектакле, буквально взбудоражившем город. Эта «фантасмагория», как определили жанр своей постановки его авторы, воскресила трагические страницы истории «лагерного» Норильска. На сцену выходили актёры в образах узников и их стражей, а зал заполняли живущие по сию пору в городе потомки заключённых и тех, кто нёс службу по другую сторону колючей проволоки!.. Такая вот связь времён!

 



Автор: Олег Дзюба

Просмотров 1217

16.03.2017

Популярно в соцсетях