Интеллектуальные права театральных режиссёров защитит закон

Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал сенатор Сергей Фабричный.

Интеллектуальные права театральных режиссёров защитит закон   ФОТО: Юрий Инякин

Почему режиссёрские права на «живые» постановки необходимо узаконить, кто такие патентные поверенные и в чём заключается их роль при защите интеллектуальной собственности, рассказал член Комитета Совета Федерации по регламенту, член Совета по интеллектуальной собственности при Совете Федерации Сергей Фабричный.

- Сергей Юрьевич, для чего нужны патентные поверенные?

- Патентные поверенные помогают  создавать объекты  интеллектуального права, формируют соответствующие заявки в Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) по предложениям  юридических или физических лиц, осуществляют работу, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности.   Представители этой «штучной профессии» сочетают в себе глубокое знание естественных наук, права, международного делопроизводства в сфере защиты интеллектуальных прав. Осуществляют «трансфер» между заявителем, правообладателем, доверителем с одной стороны  и, как правило, Роспатентом — с другой по регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, наименований места происхождения товаров, селекционных достижений.

- А зачем вносить поправки в закон о патентных поверенных?

- Сразу отмечу, что внесение поправок в действующий с 2008 года Федеральный закон «О патентных поверенных» не является самоцелью. Кроме того, после каждой рабочей встречи, например с патентными поверенными, в предлагаемый текст вносятся рабочие правки.

Сейчас рабочая группа Совета по интеллектуальной собственности при Совете Федерации предлагает объединить всех российских специалистов этого направления в единую федеральную палату, ввести правило страхования гражданской ответственности частнопрактикующего патентного поверенного, защиты тайны патентного поверенного, стандарты профессии. Эти и другие предполагаемые изменения в обязательном порядке будут обсуждаться с бизнес-сообществом. В приоритете должна быть работа на конечный результат в интересах заявителя.  При этом важно, чтобы, во-первых, никто из профессии не ушёл и одновременно привлечь в ряды патентных поверенных новых людей.

- Сколько патентных поверенных в России?

- Всего их зарегистрировано 1806 человек, которые оказывают юридические услуги в сфере интеллектуального права. Больше половины из них работают в Москве. Ещё почти полторы сотни специалистов входят в Санкт-Петербургскую коллегию патентных поверенных. Остальные разбросаны по всей стране. Например, в Новгородской области таких специалистов трое. К сожалению, в каждом третьем регионе нет ни одного такого специалиста.

- Как стать патентным поверенным?

- В качестве патентного поверенного может быть аттестован гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, постоянно проживающий на территории нашей страны, имеющий высшее образование и не менее чем четырёхлетний опыт работы в сфере деятельности патентного поверенного. Регистрация патентных поверенных осуществляет Роспатент.

- Когда поправки рассмотрит Госдума?

- Предполагаемые изменения ещё не оформлены в качестве законопроекта. Идёт открытое и активное обсуждение.

- Ещё прошлым летом Госдума в первом чтении приняла законопроект о защите интеллектуальных прав режиссёров. Какова судьба документа?

С апреля 2012 года я вхожу в рабочую группу по совершенствованию части  четвёртой Гражданского кодекса РФ. Решение, о котором вы говорите, сейчас находится «в портфеле» этой рабочей группы. Идёт «шлифовка» поправок ко второму чтению с тем, чтобы в случае принятия закона он был понятен заинтересованным лицам и правоприменителям. Госдума должна была рассмотреть его во втором чтении 15 февраля, но отложили на начало марта.

В действующем законодательстве не защищено исключительное право театрального режиссёра-постановщика на спектакли, идущие «вживую».  И нередко случаются ситуации, когда «живые» сценические постановки режиссёров активно используются другими, иногда менее известными лицами, без их согласия, с изменениями, искажающими авторский замысел. Подобные ситуации надо пресекать. Отмечу, что в зарубежном законодательстве нет аналогичных мер по защите интеллектуальных прав режиссёров. Факт отсутствия аналогов делает нашу профессиональную  задачу вдвойне важной и ответственной.

- Четвёртая часть гражданского кодекса тут точно не поможет?

- Под авторские права постановки режиссёров не попадают. Этот перечень закрыт в соответствии с международными соглашениями, в которых участвует РФ. Остаются права, смежные с авторскими. Особенность в том, что действующая редакция Гражданского кодекса защищает смежные права на исполнение, если их можно воспроизвести с помощью технических средств, но не «живую»  театральную постановку.

- Так что же послужит доказательством того, что режиссёрский замысел исковеркан?

- Процессуальные средства и способы доказывания в каждом конкретном случае будет определять лицо, считающее, что его интеллектуальные права нарушены. Например, это может быть партитура спектакля, которая по его окончании  заверяется художественным советом. Предполагается  вступление закона в силу с 1 июня 2017 года.

- На какой срок за режиссёрами закрепят интеллектуальное право?

- Исключительное право режиссёра-постановщика спектакля на постановку будет действовать в течение всей его жизни, но не менее 50 лет, после первого публичного исполнения постановки. Это право является наследуемым.



Автор: Ксения Редичкина

Ещё материалы: Сергей Фабричный

Просмотров 2663

21.02.2017

Популярно в соцсетях