Ожидает ли Россию прорыв в защите авторских прав

Ратификация в России Пекинской конвенции по аудиовизуальным произведениям вызвала бурную дискуссию. Проведя анализ Пекинского договора по аудиовизуальным исполнениям, возьмем из него для примера статью 12 п.3, где говорится о «Передаче прав». «Независимо от передачи исключительных прав закрепленном в национальном законодательстве или индивидуальными коллективными или другими соглашениями исполнителю может быть предоставлено право на получение роялти или справедливого вознаграждения за любое использование исполнения». Это то, что хотели бы иметь многие участники, работающие в создании аудиовизуальных произведений. Момент сложный и требующий детальной проработки, а сможет ли эта схема работать на сегодняшний день в нашей стране? В условиях сложившихся рыночных отношений точно нет, так как объемы аудиовизуальной продукции на отечественном рынке не приносят производителям и прокатчикам стабильного дохода.

Рынок развивается, и коэффициент кассового сбора многих успешных картин российских фильмов побил многие зарубежные. Есть определенное развитие и достижения. Рынок киноиндустрии не стоит на месте — идет нормальный процесс становления. Появляется предмет для обсуждения о внесении поправок в действующее законодательство. С принятием в 1996 году федерального закона № 126 «О государственной поддержке кинематографии» был введен термин «продюсер». В соответствии со статьей 3 данного закона продюсером фильма является физическое или юридическое лицо, взявшее на себя ответственность за финансирование производства и проката фильмов. В результате равным образом продюсер получил все права на конечный продукт аудиовизуального произведения, что вызывает конфликт интересов всех участников кинопроизводства.

В мировой практике, как известно, существует три системы авторского права на фильм: первая система, при которой владельцем прав изначально считается продюсер, существует в США, Ирландии и Англии. Вторая, при которой для владения продюсером на фильм необходимо наличие контракта с авторами фильма, существует в Греции. Третья система — «уступка прав по закону», при которой переход прав продюсеру презюмируется, существует во Франции, Германии и Нидерландах. Независимо от действующей системы объем полномочий продюсеров ясен до создания аудиовизуального произведения. Далее в практике зарубежные страны пришли к тому, что в договоре с авторами аудиовизуального произведения предусматривается два разных вознаграждения — одно за оказание услуг по созданию фильма (фиксированная сумма), второе за передачу прав (фиксированная сумма или процент от дохода использования фильма). Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям (ПДАИ) укрепит шаткое положение российских исполнителей в аудиовизуальной индустрии, обеспечив более четкие международно-правовые рамки для охраны их прав. Он впервые обеспечит охрану прав исполнителей в цифровой среде. Кроме того, договор будет способствовать защите прав исполнителей от несанкционированного использования их исполнений с помощью таких аудиовизуальных средств, как телевидение или сеть интернет.

Просмотров 1316

06.05.2014 12:01