Все о пенсиях в России

00:00Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Нужно ли торопиться с расширением Таможенного Союза?

05.11.2013 16:32

После заседания Высшего евразийского экономического совета (ЕЭС), которое состоялось 24 октября в Минске, некоторые средства массовой информации начали воодушевлённо обсуждать геополитические перспективы, которые откроются после присоединения к Таможенному Союзу не только Киргизии и Армении, но и Индии, Турции, Сирии, Вьетнама и ряда других стран.

Однако, несмотря на победные реляции об успехах евразийской интеграции, для многих экспертов объективная картина представляется не столь радужной. Анализируя итоги минского саммита, следует прежде всего обратить внимание на выступления казахстанского и белорусского президентов, которые в явной или несколько завуалированной форме озвучили накопившиеся к России претензии. Можно даже сказать, что в рамках минского саммита сложился казахстанско-белорусский альянс, поставивший перед собой целью «дожать» российскую сторону как по вопросам функционирования Таможенного Союза, так и по формированию будущего Евразийского Экономического Союза.

Особо следует отметить выступления президента Нурсултана Назарбаева, который фактически обвинил Россию в использовании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) для прямого лоббирования собственных интересов, а так же в невыполнении ранее данных обещаний, в частности, по предоставлению Казахстану особого режима доступа к российским энергосетям для транзита электроэнергии в Белоруссию. Также Назарбаев пожаловался и на широкое применение со стороны России в отношении казахстанской продукции нетарифных и технических барьеров, в частности, якобы завышенных санитарных и фитосанитарных норм.

Коллегу поддержал и Александр Лукашенко, который отметил, что количество изъятий и ограничений в рамках Таможенного Союза вопреки ожиданиям не только не снизилось, но даже возросло.

Со своей стороны, Владимир Путин, признав необходимость постепенного устранения таких изъятий, выдвинул в качестве условия необходимость закрепления в договоре о создании Евразийского Экономического Союза чётко прописанной роли наднационального органа, фактически контролирующего экономику трёх стран. Однако маловероятно, что это положение, ограничивающее суверенитет стран-участниц, будет безоговорочно принято Белоруссией и Казахстаном.

Кроме того, несмотря на то, что участники саммита формально продемонстрировали согласованную политику в отношении расширения Таможенного Союза, у экспертов и здесь остаются обоснованные вопросы.

Так, комментируя заявление о готовности Армении присоединиться к Таможенному Союзу, президент Лукашенко резонно отметил, что «надо чётко понимать, что Армении и другим кандидатам необходимо проделать тот же путь интеграции, который уже прошли Беларусь, Казахстан и Россия, и принять на себя все обязательства в полном объёме без всяких изъятий». Кроме того, на своей пресс-конференции с журналистами белорусский президент заметил, что у Армении есть нерешенный территориальный вопрос с Азербайджаном, что так же может осложнить для Еревана процесс присоединение к ТС. Вероятно, данную позицию разделяет и Астана, имеющая довольно тесные связи с Баку.

Далее, как бы в ответ на заявление президента Путина об интересе к Таможенному Союзу со стороны Индии, Нурсултан Назарбаев предложил принять также Турцию и Сирию. Тем самым, президент Казахстана в несколько ироничной форме фактически высказался против быстрого расширения Таможенного Союза. По его мнению, сначала следует разрешить существующие проблемы, а затем уже углублять интеграцию и принимать новых членов.

Таким образом, можно отметить, что в ближайшей перспективе вопрос о принятии на полноправной основе новых членов перед Таможенным Союзом не стоит. Что же касается стран, уже заявивших о своём намерении присоединиться к ТС, то для них будут разработаны соответствующие «дорожные карты». При этом надо отметить, что у экспертов имеются большие сомнения в том, что эти страны в обозримом будущем смогут выполнить все необходимые условия для полноправного присоединения к Таможенному Союзу. В первую очередь эти сомнения касаются Киргизии, где достаточно актуальной является задача обеспечения надёжного контроля за киргизско-китайской границей. Но, как отметили участники саммита, двери Таможенного Союза открыты для других стран и, в этом контексте довольно уместно прозвучало предложение предоставить Киргизии и Таджикистану статус наблюдателей.

Развитие любого интеграционного объединения всегда предусматривает сложный переговорный процесс с целью поиска разумного компромисса с учётом национальных интересов. И процесс евразийской интеграции не может быть исключением из этого правила. Более того, очень вероятно, что количество разногласий между странами-участниками будет только нарастать — особенно на фоне развития экономического кризиса, и, соответственно, стагнации национальных экономик. Поэтому, на данном этапе своего развития для Таможенного Союза жизненно важно отладить действенный механизм разрешения как уже имеющихся, так и потенциально возможных противоречий. И прежде чем привлекать новых членов, необходимо укрепить само ядро объединения, совершенствуя нормативную базу и завершив ранее начатые интеграционные проекты.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1155