Без допинга виноватые
В Общественной палате создадут группу из известных юристов для поддержки исков российских спортсменов
Рассмотрение исков наших легкоатлетов не будет затягиваться в спортивном арбитражном суде в Лозанне. Таково мнение известного адвоката Анатолия Кучерены, под председательством которого прошло заседание в Общественной палате РФ, посвящённое правовым и политическим аспектам деятельности международных спортивных организаций.
Суд — 21 июля, а последний срок для заявок на Рио-2016 — 22-го
Анатолию Кучерене перипетии международного спортивного арбитража известны не понаслышке: в своё время он отстаивал в нём репутацию наших спортсменов в рамках дела Лазутиной-Даниловой. Опыт получился боевым — тогда Кучерена дошёл до суда по правам человека в Страсбурге и сумел-таки добиться своего. «Сейчас в отношении исков наших легкоатлетов применяется специальный режим ускоренного рассмотрения — во всяком случае, такая информация пришла из самого CAS. Думаю, что всё будет нормально. Очень надеюсь, что у функционеров в арбитраже хватит здравого смысла, чтобы не затягивать процесс».Правда, в профессиональном сообществе юристов не понимают — почему наши «чистые» спортсмены должны оправдываться за то, что они не употребляли допинг? Анатолий Кучерена обратил внимание, что предстоящее рассмотрение иска легкоатлетов России в CAS — формальное: «Чтобы рассматривать дело в суде, нужно, чтобы возник спор. У нас он возник с Международной ассоциацией легкоатлетических федераций, которые не допустили всю нашу сборную к участию в Рио-2016. Но у суда нет доказательств того, что большинство наших легкоатлетов принимали допинг. И IAAF тоже не может представить таких доказательств».
Рассмотрение российских исков в CAS назначено на 21 июля, и здесь идёт «игра на тоненького» — уже на следующий день, 22 июля, «шлагбаум» на подачу заявок на ОИ-2016 опустится. Ключевой и одновременно наиболее тревожный момент, с точки зрения юристов, — все допинговые обвинения в отношении России, включая те, которые представлены в официальных докладах на уровне ВАДА и международных федераций, основаны на подозрениях и не доказанных фактах. На это обратил внимание председатель комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Сергей Алексеев: «Когда дело доходит до предъявления конкретных доказательств, то их никто представить не может. Между тем об объективной картине никто не вспоминает».
Правозащитники до ООН дойдут
А картина эта такова — Россия занимает 53-е место в мире по количеству случаев употребления допинга своими спортсменами. Этого, мягко говоря, недостаточно, чтобы нам «приделывали» статус центра мирового допингового зла. Проблемы есть, но и их юристы, и общественники предлагают признавать только с тем посылом, что все антидопинговые условия должны и будут выполняться не только Россией, но и другими спортивными державами. И сигнализировать, причём много активнее, чем это делается сейчас, о тех очевидных нарушениях фундаментальных основ олимпизма, которые связаны сегодня с антироссийским сюжетом. Так, главной фигурой олимпийского движения, согласно всем международным документам, является спортсмен. А главная функция МОК — охранять права тех спортсменов, которые не имеют за собой вины «Это основополагающее положение сегодня МОК не выполняется. Кроме того, есть международные правовые документы, которые строго охраняют права человека. Например, провозглашён принцип равенства вне зависимости от принадлежности к той или иной стране и от политических условий. Но если дисквалифицируется вся сборная одной страны, то это может трактоваться как политическая дискриминация. А так же как нарушение права на труд, что несёт за собой имущественный ущерб. И это не только не выплата премиальных за потенциальные медали, но и огромный ущерб для репутации», — подчеркнул Сергей Алексеев.
Есть ещё один момент, который сложно, но возможно измерить правовыми «лекалами». Наши спортсмены перед важнейшим стартом вынуждены заниматься судебными тяжбами вместо того, чтобы полностью сосредоточиться на подготовке к турниру. А полная погружённость в тренировочный процесс порой является ключевым условием для того, чтобы показать высокий результат на Олимпийских играх. Российские юристы считают, что здесь можно увидеть нарушение в представлении равных условий при подготовке к соревнованиям — судебные хлопоты выбивают из подготовительного ритма наших атлетов, что даёт преимущество спортсменам других стран, и это противоречит принципам олимпийского движения.
Есть и претензии к тому, что МОК фактически «вслепую» поддержал беспрецедентное по жёсткости и антиправовому характеру решение IAAF от 17 июня. Напомним, что тогда было решено не просто дисквалифицировать сборную России по легкой атлетике, но и впервые в истории введено новое требование: к ОИ-2016 могут быть допущены только те россияне, кто готовился вне своей страны. Лукавство этого шага подтвердилось тем, что период, в течение которого российские спортсмены должны были готовиться вне России, не был чётко определен. Что, как подчёркивают эксперты, даёт возможность трактовать эту норму спортивным чиновникам так, как они сочтут нужным — в том числе меняя сроки «внероссийской» подготовки спортсменов.
Очевидно, что МОК должен был проверить легитимность таких действий IAAF — но никакого контроля, который МОК обязан в таких случаях осуществлять, не было. Это показывает, что система управления международным спортом работает неэффективно, и здесь бы нашим российским правозащитникам и развернуться! На это напрямую делали ссылки участники обсуждения в Общественной палате РФ — по мнению её членов, Россия занимает недостаточно активную позицию по защите прав спортсменов. Сейчас пока ситуация такова, что мы либо отмалчиваемся, либо подставляем своих спортсменов — например, не допускаем на Олимпиаду тех легкоатлетов, которые хотя бы раз в карьере попались на допинге. Между тем другим странам такого ограничения не ставят. Общественники, юристы убеждены: против России идёт нечестная игра и необходимо задействовать все правозащитные рычаги. В том числе действенно защищать права спортсменов через соответствующие комиссии в ООН. Да, всё это происходит не быстро, но делать такие шаги надо — иначе, как утверждают в Ассоциации юристов России, нас будут и дальше «подсекать».
Как наказать интернет-распространителей допинга?
Один из принципиальных моментов — ответная реакция на бездоказательные медиавбросы. Немногие знают, что скандальный фильм немецкого телеканала ARD о допинге в России, который, по сути, и послужил поводом к допинговой истерии вокруг России, с треском провалился в Басманном суде Москвы. Авторы фильма признали, что все обвинения, сделанные в телефильме, не подкреплены доказательствами — попросту говоря, являются голословными. И в данном случае, как уверен адвокат Анатолий Кучерена, российская сторона обязана подавать иски в международные суды: «Это должны сделать спортсмены, о которых идёт речь в фильме, — не надо молчать, когда на них льют грязь. И такие действия наших спортсменов должны быть поддержаны и ОКР, и Минспорта РФ. Пока что таких исков нет, но убеждён, что в скором времени они появятся».Сейчас в Общественной палате РФ решено создать рабочую группу по поддержке исков российских спортсменов в спортивный арбитраж в Лозанне. И принципиальным моментом, по мнению российских юристов, должно стать оспаривание безусловного действия поправки, по которой все дела спортсменов рассматриваются только через CAS — спортсмены должны иметь право защищаться и в судах общей юрисдикции. Тема непростая, но юристы готовы «повоевать» на этом направлении.
Ещё одно направление — усилить работу спортивных федераций по «антидопингу». И речь идёт не об обустройстве лабораторий, а прежде всего о недоработках наших спортивных чиновников по линии представительства России в международных спортивных структурах — например, в ВАДА, где российская позиция, например, никак не учитывается при включении того или иного препарата в список допингов.
Между тем в Общественной палате далеки от того, чтобы рассматривать историю с допинговыми обвинениями России только с точки зрения «ату, наших бьют!». Проблемы есть и они, кстати, решаются. В первом чтении принят закон об уголовной ответственности за склонение к употреблению допинга, который таким образом приравнен в РФ к наркотикам. Правоведы также предлагают в ближайшее время разработать законопроект об ответственности за распространение допинга через Интернет. Правда, не всё то, что в спорте, — допинг, в медицине — запрещённый препарат. Известно, что тот же мельдоний прописывается для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому Общественная палата готова на своей площадке организовать экспертное обсуждение данной проблемы.