Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

«Красная стрела» мчится уже 85 лет

Первый фирменный поезд в стране начал курсировать между двумя её столицами 10 июня 1931 года

10.06.2016 12:22

«Красная стрела» — легенда. Удивителен уже сам факт появления этого экспресса в начале тридцатых. Страна бедствовала, а тут возникает шикарный поезд с вагонами, в которых было так же комфортно, как и в заграничных, и даже в чём-то круче. Кстати, тогда вагоны были выкрашены в синий цвет, назвали же поезд «Красной стрелой» по аналогии с Красной площадью — за его красоту.

Никогда не опаздывать

Время отправления — 23:55 — установил Лазарь Каганович. Благодаря ему чиновники, отправлявшиеся по делам, получали командировочные за лишний день. Именно чиновный люд, советский и зарубежный, и ездил в суперэкспрессе, развивавшем на отдельных участках невиданную скорость 100 км/ч. Расстояние между Москвой и Ленинградом поезд преодолевал за 9 часов 45 минут.

Первый же рейс стартовал в городе на Неве. Какие же блага предлагались пассажирам? Они могли заказать в купе ужин из буфета. В одном из вагонов находился телефонный пункт, откуда во время трёх стоянок можно было позвонить хоть в Кремль, хоть в Париж или Лондон. В любой уголок мира отсюда можно было отправить радиограмму. А главное — «Красная стрела» не опаздывала в отличие от других поездов, которые часто прибывали на конечную станцию на полтора часа позже, чем следовало.

Но началась война, и последний фирменный состав пришёл на Московский вокзал 22 июня 1941 года. Две «Красных стрелы» укрыли в разных местах, они ждали возвращения на пути больше тысячи дней. Впервые после блокады поезд отправился из Ленинграда 20 марта 1944 года — к нему была пристроена бронированная платформа с зенитками на случай атаки фашистских самолётов. В вагонах было всё бережно сохранённое железнодорожниками довоенное хозяйство: бельё, одеяла, ковры, хрустальные графины.

И именно после войны вагоны стали красными. Об этом Народный комиссариат путей сообщения попросила поездная бригада под руководством Александра Иванова. В 1952 году деревянные вагоны заменили на цельнометаллические. Правда, поезда из-за плохого состояния железной дороги двигались медленнее, время в пути составляло 11 часов 45 минут. Но постепенно дорогу восстановили, к «Красной стреле» прицепили паровозы серии П36, продолжительность путешествия сократилась на 1 час 45 минут. Паровозы впоследствии сменились тепловозами ТЭ7, а в декабре 1962-го после перевода Октябрьской магистрали на электрическую тягу — электровозами ЧС-1 и ЧС-2. Спустя 10 лет вдоль всей трассы построили  защитный забор.

Почти полвека, с 1967 года, на Московском вокзале при отправлении и прибытии «Красной стрелы» звучит «Гимн великому городу» Глиэра. А в 1980 году именно на этом поезде из Москвы в Ленинград привезли огонь Олимпиады.

Сейчас время в пути составляет 8 часов. В поезде есть купе экономкласса, несколько люксов бизнес-класса (в одном из них места выбираются по половому признаку), вагон-ресторан и ВИП-вагон, в купе которого места продаются по два. А ещё штабной вагон для пассажиров с ограниченными возможностями.

О «Красной стреле» сложено несколько песен, сняты документальные фильмы, поезд фигурирует и во многих художественных лентах.

Символ того, что страна движется вперёд

Многим известным людям есть, что вспомнить о путешествии в поезде номер один.

«Если бы не «Красная стрела», я, возможно, не снялась бы в фильме «А зори здесь тихие», — говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. — Меня вызвали на кинопробы в Москву, я, ленинградская студенточка,  приехала поздно вечером на вокзал, а билетов уже не было и оставался только один поезд — «Стрела». И вот я подхожу к вагону со своим портфельчиком, рыдая. Так рыдала, что проводница подумала, что у меня кто-то умер. И пустила в вагон, сказав, чтобы я спряталась в её купе и вела себя тихо как мышь, потому что придут ревизоры. Они действительно пришли, я спряталась за вешалкой с шинелями проводников, не дыша. В общем, успела на пробы. Потом какое-то время просто жила в этом поезде. У меня было подряд двенадцать съёмок в картинах в Москве. Однажды я встретила в «Красной стреле» народную артистку Людмилу Зайцеву, она так же часто ездила на съёмки в Ленинград. И она мне сказала: «Слушай, Драпеко, а давай поменяемся квартирами». Вообще список знаменитостей, с которыми я ездила, до небес. Артисты — это люди «Красной стрелы».

Как-то я перепутала поезда. Ошибка выяснилась, когда я уже заскочила в вагон. Опять пришлось ехать в купе проводников. Причём этот поезд шёл сутки из-за снежных заносов. И вагон-ресторан после пожара не работал. Все сидели голодные, а меня проводники отварной картошечкой угощали».

«Мы сейчас всё больше возвращаемся в советское время, — говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский. — В нём было много ужасного, но много и позитивного, вызывающего добрую улыбку. Вот таким позитивом всегда была «Красная стрела». Поездка на ней была уже частью свидания с Ленинградом».

Александр Тарнавский считает, что фирменный поезд был одним из ярких символов того, что страна движется вперёд, она развивается:

«Поезд показывал, что мы можем и должны быть на уровне мировых стандартов, можем и должны создавать комфорт людям. Да, сейчас появились высокоскоростные «Сапсаны», но бренд «Красной стрелы» мы не должны терять. Я поздравляю всех, кто трудится в этих экспрессах, курсирующих между двумя столицами, между сердцем и душой России!»

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2731