«Красная стрела» мчится уже 85 лет

Первый фирменный поезд в стране начал курсировать между двумя её столицами 10 июня 1931 года

«Красная стрела» — легенда. Удивителен уже сам факт появления этого экспресса в начале тридцатых. Страна бедствовала, а тут возникает шикарный поезд с вагонами, в которых было так же комфортно, как и в заграничных, и даже в чём-то круче. Кстати, тогда вагоны были выкрашены в синий цвет, назвали же поезд «Красной стрелой» по аналогии с Красной площадью — за его красоту.

Никогда не опаздывать

Время отправления — 23:55 — установил Лазарь Каганович. Благодаря ему чиновники, отправлявшиеся по делам, получали командировочные за лишний день. Именно чиновный люд, советский и зарубежный, и ездил в суперэкспрессе, развивавшем на отдельных участках невиданную скорость 100 км/ч. Расстояние между Москвой и Ленинградом поезд преодолевал за 9 часов 45 минут.

Первый же рейс стартовал в городе на Неве. Какие же блага предлагались пассажирам? Они могли заказать в купе ужин из буфета. В одном из вагонов находился телефонный пункт, откуда во время трёх стоянок можно было позвонить хоть в Кремль, хоть в Париж или Лондон. В любой уголок мира отсюда можно было отправить радиограмму. А главное — «Красная стрела» не опаздывала в отличие от других поездов, которые часто прибывали на конечную станцию на полтора часа позже, чем следовало.

Но началась война, и последний фирменный состав пришёл на Московский вокзал 22 июня 1941 года. Две «Красных стрелы» укрыли в разных местах, они ждали возвращения на пути больше тысячи дней. Впервые после блокады поезд отправился из Ленинграда 20 марта 1944 года — к нему была пристроена бронированная платформа с зенитками на случай атаки фашистских самолётов. В вагонах было всё бережно сохранённое железнодорожниками довоенное хозяйство: бельё, одеяла, ковры, хрустальные графины.

И именно после войны вагоны стали красными. Об этом Народный комиссариат путей сообщения попросила поездная бригада под руководством Александра Иванова. В 1952 году деревянные вагоны заменили на цельнометаллические. Правда, поезда из-за плохого состояния железной дороги двигались медленнее, время в пути составляло 11 часов 45 минут. Но постепенно дорогу восстановили, к «Красной стреле» прицепили паровозы серии П36, продолжительность путешествия сократилась на 1 час 45 минут. Паровозы впоследствии сменились тепловозами ТЭ7, а в декабре 1962-го после перевода Октябрьской магистрали на электрическую тягу — электровозами ЧС-1 и ЧС-2. Спустя 10 лет вдоль всей трассы построили  защитный забор.

Почти полвека, с 1967 года, на Московском вокзале при отправлении и прибытии «Красной стрелы» звучит «Гимн великому городу» Глиэра. А в 1980 году именно на этом поезде из Москвы в Ленинград привезли огонь Олимпиады.

Сейчас время в пути составляет 8 часов. В поезде есть купе экономкласса, несколько люксов бизнес-класса (в одном из них места выбираются по половому признаку), вагон-ресторан и ВИП-вагон, в купе которого места продаются по два. А ещё штабной вагон для пассажиров с ограниченными возможностями.

О «Красной стреле» сложено несколько песен, сняты документальные фильмы, поезд фигурирует и во многих художественных лентах.

Символ того, что страна движется вперёд

Многим известным людям есть, что вспомнить о путешествии в поезде номер один.

«Если бы не «Красная стрела», я, возможно, не снялась бы в фильме «А зори здесь тихие», — говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. — Меня вызвали на кинопробы в Москву, я, ленинградская студенточка,  приехала поздно вечером на вокзал, а билетов уже не было и оставался только один поезд — «Стрела». И вот я подхожу к вагону со своим портфельчиком, рыдая. Так рыдала, что проводница подумала, что у меня кто-то умер. И пустила в вагон, сказав, чтобы я спряталась в её купе и вела себя тихо как мышь, потому что придут ревизоры. Они действительно пришли, я спряталась за вешалкой с шинелями проводников, не дыша. В общем, успела на пробы. Потом какое-то время просто жила в этом поезде. У меня было подряд двенадцать съёмок в картинах в Москве. Однажды я встретила в «Красной стреле» народную артистку Людмилу Зайцеву, она так же часто ездила на съёмки в Ленинград. И она мне сказала: «Слушай, Драпеко, а давай поменяемся квартирами». Вообще список знаменитостей, с которыми я ездила, до небес. Артисты — это люди «Красной стрелы».

Как-то я перепутала поезда. Ошибка выяснилась, когда я уже заскочила в вагон. Опять пришлось ехать в купе проводников. Причём этот поезд шёл сутки из-за снежных заносов. И вагон-ресторан после пожара не работал. Все сидели голодные, а меня проводники отварной картошечкой угощали».

«Мы сейчас всё больше возвращаемся в советское время, — говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский. — В нём было много ужасного, но много и позитивного, вызывающего добрую улыбку. Вот таким позитивом всегда была «Красная стрела». Поездка на ней была уже частью свидания с Ленинградом».

Александр Тарнавский считает, что фирменный поезд был одним из ярких символов того, что страна движется вперёд, она развивается:

«Поезд показывал, что мы можем и должны быть на уровне мировых стандартов, можем и должны создавать комфорт людям. Да, сейчас появились высокоскоростные «Сапсаны», но бренд «Красной стрелы» мы не должны терять. Я поздравляю всех, кто трудится в этих экспрессах, курсирующих между двумя столицами, между сердцем и душой России!»


Просмотров 1479

10.06.2016

Популярно в соцсетях