В КоАП вернут логику и гармонию

Некоторые главы Кодекса об административных правонарушениях будут полностью переработаны

В прошлом году МВД рассмотрело 87 миллионов протоколов об административных правонарушениях. Но Кодекс о них, который должен регулировать такой объём дел, сильно устарел и напоминает лоскутное одеяло. За 15 лет существования Кодекса в него вносили сотни поправок, в итоге мало что осталось от первоначального текста. С декабря прошлого года в Госдуме обсуждают новую редакцию КоАП — уже прошло 21 заседание рабочей группы. Итоги этой работы обсудили на совещании с участием парламентариев, представителей министерств, судебного сообщества и предпринимателей.

Обвиняемые будут заинтересованы в сотрудничестве

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин  напомнил, что о необходимости обновления базовых законодательных актов — Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях — в профессиональной среде и в среде законодателей говорится давно. «Настало время оценить последние тенденции и вернуть отрасли административного права логику и гармоничность», —  сказал Нарышкин. Разработка новой редакции КоАП находится под пристальным вниманием правоведов и обычных граждан. В процессе подготовки Кодекса к первому чтению развернулась дискуссия о структуре документа, о новациях в области конкретных правонарушений.

На совещаниях рабочей группы обсуждали каждую главу и каждую статью КоАП, все предложения были зафиксированы, многие из них одобрены. По словам председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, в Кодексе сохраняется единство правового регулирования всех отношений в сфере административной ответственности, включая рассмотрение дел в арбитражных судах. Среди принципиальных положений КоАП — разделение правонарушений на грубые, значительные и менее значительные. Владимир Плигин подчеркнул, что особое внимание уделялось задачам стимулирования правомерного поведения граждан и юридических лиц, а также созданию заинтересованности обвиняемых в сотрудничестве с органами административной юрисдикции. Например, предусмотрено освобождение от наказания в области конкуренции для тех, кто исполнил предписания Федеральной антимонопольной службы. От административной ответственности освободят лиц, которые использовали инсайдерскую информацию на рынке ценных бумаг, если они выполнили соглашение с Центробанком о возмещении вреда.  

Некоторые главы КоАП будут полностью переработаны — например, о правонарушениях в сфере государственного муниципального контроля. Изменения в Кодекс, предусмотренные законопроектами, которые находятся на рассмотрении Госдумы, также будут внесены в текст новой редакции КоАП во втором чтении. Кроме того, потребуется переработка ряда законов, предусматривающих административную ответственность за нарушения.

Не все штрафы удаётся собрать

Традиционно основным видом административного наказания являются штрафы, назначаемые судами. Служба судебных приставов уделяет дополнительное внимание совершенствованию системы взимания штрафов. Несмотря на эти усилия, исполняется всего 50-60 процентов постановлений о назначении административных штрафов. А показатели взыскания значительно ниже, подчеркнул Владимир Плигин. Это, в частности, связано с тем, что штрафы зачастую назначаются уже несуществующим юридическим лицам. В итоге в 2015 году назначено штрафов на 930 миллиардов рублей, а взыскано всего 47 миллиардов.

Директор Института государства и права РАН Андрей Лисицын-Светланов сказал, что заранее надо подумать вот о чём: когда Кодекс будет принят, как он будет действовать? Федеральные нормы, по его мнению, могут по-разному применяться в тех или иных регионах. Он уверен, что сейчас не время понижать ответственность в сфере административного регулирования. Одновременно происходит декриминализация законодательства, и всё это вкупе может привести к тому, что ответственность станет чисто формальной. В условиях неисполнения вынесенных судебных решений это недопустимо, считает академик.

Состязательность приведёт к дополнительным затратам

Новый КоАП вводит принцип состязательности при рассмотрении административных дел. В соответствии с этим принципом в суде будет присутствовать представитель ведомства, которое возбудило дело. Сейчас суд вынужден принимать решение в отсутствие представителей государства. На рассмотрении находится 69 миллионов дел. Состязательность в рамках этого процесса должна обеспечиваться, чтобы принимались более справедливые решения.

С такой позицией согласны не все. Заместитель министра юстиции Дмитрий Аристов предложил заранее просчитать финансово-экономические последствия принятия отдельных положений Кодекса.  «Крайне важно, чтобы любые реформы и преобразования были реалистичными и базировались на материальной платформе», — сказал заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов. Он считает принцип состязательности важным, но реализация этой нормы потребует участия в процессе тех, кто возбудил административное дело, а это приведёт к дополнительным затратам. Чтобы представители МВД присутствовали в судах, надо будет увеличить не только численность сотрудников, но и ежегодное финансирование министерства — на 4 миллиарда рублей.   «За каждым административным делом — судьба людей, — парировал Владимир Плигин. — Мы пытаемся что-то регулировать и одновременно говорим, что на это нужны деньги, не хватает людей». Он предложил наладить систему сбора штрафов — тогда денег хватит не только на компенсацию 4 миллиардов МВД, но и на многое другое.     

Предприниматели требуют больше свободы

Министерство экономического развития отвечает за контрольно-надзорную деятельность, саморегулирование, контрактную систему. Так что КоАП является для ведомства одним из важнейших законов. Замминистра экономического развития Олег Фомичёв сообщил, что к предыдущему Кодексу было много замечаний. «На любое случившееся происшествие тут же откликаемся поправками в КоАП, и это нам разбалансировало всю систему», — пояснил он.

Минэкономразвития не поддерживает сокращение санкций по всем предпринимательским составам. Сейчас новая редакция КоАП предусматривает смягчение санкций по большинству нарушений. Например, за первое нарушение вместо штрафа может последовать предупреждение. Сами предприниматели хотят ещё больших послаблений. «Очень надеемся на вашу либеральность, чтобы вы посмотрели на ситуацию нашими глазами, — обратилась к разработчикам вице-президент общественной организации «Опора России» Марина Блудян. — Но сегодня видим, что многие вещи цементируются, а не разруливаются». По-прежнему бизнес душат проверками —  часто с предпринимателей взимают штрафы, а они даже не могут понять, за что. «Кодекс должен быть строг, но справедлив, и параллельно должно происходить реформирование государственной системы контроля и надзора», — подчеркнула она. Комментируя её выступление, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков напомнил, что поправками ко второму чтению в КоАП надо прописать ответственность должностных лиц за инициирование незаконных проверок, а также запретить проведение анонимных проверок.    

По результатам обсуждения будет подготовлено постановление с предложениями по корректировке Кодекса ко второму чтению. Если Госдума проголосует за КоАП в первом чтении, будут созданы специализированные отраслевые группы, в рамках которых пойдёт дальнейшее обсуждение. По словам Сергея Нарышкина, сегодняшняя встреча — это составление «дорожной карты» дальнейшей работы. Часть предложений трансформируется в поправки, которые будут рассматривать в зале пленарных заседаний.


Просмотров 1498

02.03.2016

Популярно в соцсетях