Все о пенсиях в России

вчераПрабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

два дня назадВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

C советского наследия стряхнули ядерную пыль

Нет такого дома, в котором не было бы своего скелета в шкафу, что уж говорить о целой стране

13.11.2015 10:00

Один из самых зловещих «скелетов» России - ядерное наследие советского прошлого, огромное количество накопившегося за несколько десятилетий отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Итоги работ по ликвидации ядерного наследия СССР в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безо­пасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ-1), планы реализации новой программы по решению ещё существующих проблем (ФЦП ЯРБ-2), рассчитанной до 2030 года, расширение международного сотрудничества стали основными темами для обсуждения на информационной площадке VIII Международной выставки и конференции «АтомЭко-2015».

Российские и зарубежные компании представили на выставке «инструменты» реализации этих программ - новейшие технологии и оборудование, предназначенные для решения экологических задач, в том числе при переработке промышленных отходов, выводе из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов, обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

Беспокойное наследство

Ещё в начале 2000-х годов стало понятно, что жить в постоянном ожидании беды невозможно. Между тем общий объём «отложенных решений» с советских времён всё труднее было контролировать. Так, в 2008 году пристанционные хранилища российских АЭС с реакторами РБМК были заполнены облучённым топливом на 96 процентов. Без принятия срочных мер по их разгрузке и транспортировке топлива к местам переработки в 2017 году прогнозировалась полная остановка Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС. Для комплексного решения проблем в 2007 году Правительство России утвердило ФЦП ЯРБ-1. Главным участником разработки программы стала Гос­корпорация «Росатом», на которую возложены функции обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в числе других участников: МЧС, Росгидромет, Ростехнадзор, ФМБА, Росморречфлот, Минпромторг, Минобрнауки.

Мероприятия программы должны были снять годами существовавший риск возможных аварий, привести опасные объекты в стабильное и контролируемое состояние, сформировать соответствующую законодательную базу, а также создать надёжный механизм финансирования, который бы позволил обеспечивать ядерную и радиационную безопасность в будущем.

На реализацию ФЦП из федерального бюджета было выделено 131,8 миллиарда рублей, однако объём государственного финансирования программы был сокращён на 8,6 миллиарда и составил в итоге 123,2 миллиарда рублей. Вместе с внебюджетными общие затраты на реализацию программы ЯРБ-1 - 137 миллиардов. Генеральный директор Госкорпорации «Рос­атом» Сергей Кириенко отметил, что лучший показатель эффективности программы - цифры: «Когда стартовала программа, стоял вопрос обеспечить безопасность любой ценой, но дальше мы поняли, что деньги небезграничны и к ним надо подходить рачительно, ставился вопрос, как наиболее эффективно решить существующие проблемы».

Комплексный контроль и формирование конкурентной среды позволили снизить удельную стоимость большинства работ и перевыполнить плановые показатели. Действующая ФЦП ­ЯРБ-1 завершается в этом году, и уже известно, что работы по программе даже после секвестра будут не просто полностью завершены, но завершены с перевыполнением на 108,5 процента. «За эти годы удалось кардинально переломить ситуацию с проблемой экологической безопасности в атомной отрасли благодаря совместной работе с нашими коллегами из федеральных органов власти, общественных, международных, экологических организаций», - заявил на пленарном заседании «АтомЭко-2015» глава «Росатома».

В реализации мероприятий программы, получившей серьёзное научное сопровождение и обоснование, принимало участие более 400 организаций Российской Федерации при экспертной и научной поддержке специалистов и учёных «Росатома» и Российской академии наук. Было создано около 50 уникальных технологий, включая и сложнейшие технологии обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, притом что до начала работы с ядерным наследием в отрасли технологических и технических решений по данной проблематике не существовало. Таким образом, программа дала толчок к развитию новых областей исследования в атомной отрасли, новый импульс для развития атомной промышленности, убеждены эксперты.

Радиоактивные авгиевы конюшни

Что же удалось сделать за эти семь лет? В рамках первой ФЦП вывезено и размещено на долговременное хранение или на переработку 28,5 тысячи отработавших тепловыделяющих сборок ядерных реакторов различного типа как энергетических, так и исследовательских. Вывезено около 800 отработавших топливных сборок с атомных подводных лодок. Дальний Восток РФ теперь полностью очищен от отработанного ядерного топлива атомных субмарин. Решена задача по реабилитации 2,7 миллиона квадратных метров загрязнённых радионуклидами территорий - это более чем на миллион «квадратов» больше, чем планировалось по программе.

Удалось «разобраться» и с такой угрозой безопасности людей, как открытые водоёмы радиоактивных отходов. Это в первую очередь озеро Карачай - самый крупный из таких водоёмов (открытая акватория - 36 гектаров). «Грязная», а точнее смертоносная, вода озера (суммарная активность составляет 120 миллионов Ки - это шесть Чернобылей) в любой момент могла бы стать причиной крупномасштабной экологической катастрофы. Не менее страшную опасность прежде представлял и загрязнённый радионуклидами Теченский каскад водоёмов в Челябинской области. В случае разрушения плотины в зоне затопления и радиоактивного загрязнения оказались бы 30 тысяч гектаров территорий, 6 населённых пунктов, где проживают 62 тысячи человек.

Сегодня уже можно говорить о том, что опасность для этих людей миновала. Возможность прорыва плотины Теченского каскада исключена, укреплённая плотина переведена в первую, самую высокую категорию надёжности, выстроены пороги-регуляторы, не позволяющие загрязнённой воде попасть в открытую гидросеть, создана надёжная система мониторинга - пробиты 33 наблюдательные скважины различной глубины. Что же до озера Карачай, то его засыпка практически завершена. Ещё немного, и от узкой полоски «грязной» воды останутся лишь воспоминания, а значит, и о серьёзнейших радиационных рисках в Челябинской области тоже можно будет забыть.

Не менее значимым результатом работы федеральной целевой программы стал вывод из эксплуатации и полная консервация первого отечественного двухцелевого промышленного уранграфитового реактора «СХК» ЭИ-2, который вырабатывал оружейный плутоний. Подобный проект, осуществлённый в Северске (Томская область) специалистами АО «Опытно-демонстрационный центр вывода из эксплуатации уранграфитовых ядерных реакторов» (предприятие Госкорпорации «Росатом»), в мировой практике ещё не реализовывался. Это новый этап в развитии атомной отрасли, уникальный опыт России, благодаря которому отечественные специалисты смогут предоставлять услуги по выводу из эксплуатации ядерных объектов не только в пределах своей страны, но и за рубежом.

Будущее без грязи

Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безо­пасности на 2008 год и на период до 2015 года» позволила закрыть самые больные вопросы, отработать передовые технологии, создать систему для окончательного решения оставшихся проблем. Благодаря ФЦП ЯРБ-1 удалось разобраться с «горящими» проблемами советского наследия, но есть понимание того, что и сегодняшнее функционирование промышленности и атомной отрасли требует системной работы, новых технологических решений. Речь идёт о продолжении ФЦП, программе по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на период до 2030 года, реализация которой необходима для вывода из эксплуатации сложных объектов химической, нефтегазовой, атомной и военной инфраструктуры и обращения с радиоактивными отходами.

Принятие второй федеральной целевой программы с чёткими целями и показателями эффективности позволит обеспечить системное решение оставшихся проблем. В рамках новой программы работы будут выполняться с применением технологий нового поколения, которые, в частности, помогут существенно снижать объёмы радиоактивных отходов. Предстоит вывезти 83 тысячи отработавших топливных сборок и переработать 3 тысячи тонн отработавшего ядерного топлива. Планируется вывести из эксплуатации 82 ядерно и радиационно опасных объекта, законсервировать семь промышленных уранграфитовых реакторов. В планах также реабилитация 4,3 миллиона квадратных метров территории.

Вторая федеральная целевая программа займёт больше времени и будет реализовываться в три этапа. Существенно увеличен и объём финансирования, он составит 562,43 миллиарда рублей, но при этом объём внебюджетных средств увеличен в 12 раз, что принципиально на этом этапе организации работы.

Ключевой задачей атомной отрасти будущего наряду с утилизацией радио­активных отходов является развитие технологий переработки отработавшего ядерного топлива. Работа по максимально возможному замыканию ядерного топливного цикла, чтобы уменьшить выход любого типа отходов, запуск новых производств в этой важнейшей на сегодняшний день сфере - это лучшая помощь современных российских атомщиков будущим поколениям.

Результаты уже есть. По словам заместителя генерального директора «Маяка» Дмитрия Колупаева, в ближайшие годы «Производственное объединение «Маяк» (предприятие Госкорпорации «Рос­атом») начнёт переработку отработавшего уранциркониевого ядерного топлива, использовавшегося в реакторах отечественных атомных ледоколов. Завершение проекта, который выведет «Маяк» на уровень единственного в мире предприятия, способного перерабатывать любые виды отработавшего ядерного топлива, - вопрос полутора лет», - пояснил Дмитрий Колупаев.

мнения парламентариев

Павел Завальный, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике:

- Одним из ключевых факторов, обеспечивающих стабильное функционирование атомной промышленности России, выступает её эффективное законодательное обеспечение. В основе его лежат два отраслевых федеральных закона - принятый двадцать лет назад Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», принятый в 2007 году. Сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безо­пасности в области использования атомной энергии.

Также для поддержки системного развития российской атомной отрасли Правительством России в июне 2014 года была утверждена государственная программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса». Объём бюджетных средств на её реализацию в 2016 году составит 81 158,6 миллиона рублей.

Проект энергостратегии России предусматривает возможность увеличения доли АЭС в выработке электроэнергии в России к 2035 году с 17 до 19-21 процента с ростом их установленной мощности в 1,4-1,7 раза при полном демонтаже энергоблоков советской постройки. Доля атомной энергии в общем объёме производства первичной энергии в таком случае увеличится за 2015-2035 годы с 3,0 до 3,5-3,9 процента.

Для достижения таких целевых показателей необходимо решить ряд отраслевых проблем. Требуется повышение эффективности и конкурентоспособности атомной энергетики в целом, достижение уже в краткосрочной перспективе экономической конкурентоспособности новых АЭС при сохранении приоритета ­безопасности. Уверен: атомной энергетике это по силам.

Валерий Язев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

- Триумфальному шествию атомной энергетики препятствует ряд факторов:

риск аварий, возможный дефицит ядерного топлива и рост цен на него, большие затраты на вывод из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов и так далее. Проблемы решаемы, но для практической реализации нужна политическая воля и соответствующие экономические условия, которые, в свою очередь, должны быть зафиксированы государственными стратегиями, законами, соответствующими нормами международных соглашений.

Доведение федерального законодательства до требуемого уровня шло одновременно с реализацией первой федеральной целевой программы по ЯРБ на период 2008-2015 годов. Качество программы было высоким, она содержала не только конкретные мероприятия, но и полноценную стратегию. Практика показала, что концепция ФЦП оказалась верной, основные мероприятия первой программы выполнены.

Сегодня все готово для принятия и реализации второй программы по ядерной и радиационной безопасности. И если мы прекратим экономить на решении перечисленных задач, то поможем нашим потомкам сберечь немалые средства на ликвидацию полученного уже от нас ядерного наследия, а заодно и мир от глобального потепления.

Государственная корпорация «Рос­атом» нацелена на атомную энергетику будущего, на создание реакторов с внутренней естественной безопасностью, на замыкание ядерного топливного цикла, на сочетание реакторных установок различной установленной мощности, на комплексное решение задач обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. В таком же темпе важно развивать нормативно-правовую базу, регулирующую отношения, связанные с промышленным использованием ядерных реакций.

Елена Леводянская

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1381