Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Людмила Козлова: От педиатрической службы отказываться нельзя

Сенатор считает, что в здравоохранении не стоит по любому поводу затевать структурную перестройку

22.10.2015 12:14

Первый в мире педиатрический факультет «второго меда» — Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова — отметил 85-летний юбилей. С праздником коллег-педиатров, студентов и преподавателей вуза поздравила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, заслуженный врач России, заслуженный деятель науки Российской Федерации Людмила Козлова. Что дала педиатрия отечественному здравоохранению и что нужно изменить в системе подготовки кадров для детских больниц и поликлиник, сенатор рассказала «Парламентской газете».

— Людмила Вячеславовна, как вы относитесь к предложениям провести реформу педиатрической службы?

— Я с большим волнением наблюдаю за реализацией различных проектов в области здравоохранения. С одной стороны, всем понятно, что определённая реорганизация действующей структуры нужна. Но, с другой стороны, беспокоит то, что и на государственном, и на местных уровнях нередко под маркой «реформирования», «оптимизации» реализуются проекты, явно ухудшающие эффективность системы здравоохранения, в том числе педиатрической службы. В первую очередь это относится к неослабевающей дискуссии о том, нужна ли вообще стране педиатрическая служба. Не могут не тревожить и те преобразования, которые под маркой борьбы с дефицитом врачебных кадров происходят в настоящее время. Я имею в виду фактическую подмену педиатрической да и терапевтической участковой службы на обслуживание семейными врачами.

— Сторонники таких преобразований ссылаются на то, что они позволят сэкономить средства, выделяемые системе здравоохранения…

— На мой взгляд, это целесообразно в сельской местности и в очень малых районных городах, но не в мегаполисах, не в областных центрах, не в крупных районных городах. Экономия средств в этом вопросе (а удастся ли на таких преобразованиях вообще что-то сэкономить — ещё большой вопрос) может подтолкнуть Россию к краю демографической катастрофы, и без того угрожающей нам сегодня. То, что системе здравоохранения нужны педиатры, начинают понимать и в других странах. К примеру, если раньше в США детей обслуживали семейные врачи, то теперь там появляются педиатрические службы. И в Америке признали этот опыт успешным. Почему же мы должны отказаться от этой практики?

— Есть мнение, что хотя бы потому, что с качеством подготовки педиатров в стране имеются проблемы. Это действительно так?

— В печати периодически высказываются различные точки зрения. И в том числе, что якобы качество страдает, поскольку уделяется недостаточно времени подготовке специалистов для работы в первичном звене здравоохранения — поликлиниках. Я против деления педиатрии на «больничную» и «амбулаторную». Вот уже 85 лет в нашей стране существует специальность «педиатрия», во главе которой стоит ребёнок (как здоровый, так и больной) со всеми проблемами медицинского, социального, реабилитационного плана. И мы не учим «больничной» или «поликлинической» педиатрии, мы учим классической педиатрии. Задача коллектива вуза — подготовить специалиста, который может оказывать квалифицированную медицинскую помощь ребёнку на любом участке: и в стационаре, и в поликлинике, и в школе, и в детском саду и в домах ребенка… Деление на кафедры пропедевтики детских болезней, поликлинической, факультетской и госпитальной педиатрии сугубо условное, применимое только в педагогическом процессе, для сохранения логики преподавания.

— Как повысить качество и доступность медпомощи?

— Если мы хотим повысить качество оказания медицинской помощи и её доступность, то начинать надо с первичного звена здравоохранения, не подменяя педиатров семейными врачами, ссылаясь на дефицит кадров, а повышая престиж профессии и качество додипломной и последипломной подготовки. Ибо качество оказания медицинской помощи определяется качеством полученного образования. Примером разумного подхода к повышению качества обучения педиатров является организация курсов и кафедр поликлинического профиля в вузах. Многолетний опыт педиатрических факультетов в России подтвердил правильность такой организации обучения, а успешная работа выпускников отечественных медвузов не только в нашей стране, но и за рубежом, во многих странах мира, подтвердила их конкурентоспособность.

Не стоит по любому поводу затевать очередную структурную перестройку. Образование должно быть (и во всём мире это так) разумно консервативно. Не нужно моментально всё перекраивать в угоду очередной идее, потому что после этого мы будем продолжать обсуждать все те же печальные цифры уровня здоровья наших детей.

Беседовала Ольга Шульга

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2621

Ещё материалы: Людмила Козлова