Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Справедливое правосудие требует доказательств

Экспертное мнение

30.07.2015 18:20

Почему не нужен международный трибунал

по сбитому малайзийскому «боингу»

29 июля Россия наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН по созданию международного трибунала по трагедии, произошедшей в воздушном пространстве Украины 17 июля 2014 года, когда был сбит гражданский самолёт авиа­компании «Малайзийские авиалинии», следовавший рейсом МН17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), а находившиеся на борту 283 пассажира и 15 членов экипажа погибли. Расследование инцидента ведут нидерландские специалисты, официальные результаты ожидаются в октябре 2015 года.

Кто придумал трибунал

24 июля главы МИД Австралии, Нидерландов, Украины, Малайзии и Бельгии опубликовали в газете «Файнэншл таймс» открытое письмо, в котором призвали мировое сообщество к обеспечению справедливого расследования крушения малайзийского «боинга» в небе над востоком Украины и попросили СБ ООН создать международный трибунал для привлечения к ответственности виновных. По мнению авторов, трибунал сможет обеспечить высший уровень прозрачности расследования, непредвзятость и ответственное отношение всех сторон, что крайне важно для семей всех жертв крушения MH17. Создание международного трибунала активно поддерживают и власти Украины, демонстративно игнорирующие данные о том, что самолёт был сбит вполне конкретным украинским лётчиком. Очевидно, что указанная тема взята на вооружение западными странами в информационном противостоянии с Россией.

В связи с этим возникают вопросы, требующие беспристрастных и профессиональных ответов: 1) Какими правилами следует руководствоваться в случае подобных трагических инцидентов? 2) Какие правомерные шаги следует предпринимать государству, в воздушном пространстве которого происходит подобный инцидент с гражданским самолётом другого государства, на борту которого находятся граждане третьих государств? 3) Какое отношение к этому инциденту может иметь Россия, которую власти Нидерландов и их союзники хотят «принудить» к сотрудничеству под страхом учреждения международного трибунала?

Что говорит международное право

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо напомнить некоторые факты. Трагический инцидент произошёл в воздушном пространстве Украины. Упоминание в западных СМИ района Донбасса ничего не меняет — ответственность за всё происходящее в любой части воздушного пространства страны полностью ложится на её власти. «Боинг 777», следовавший рейсом МН17, принадлежал авиакомпании «Малайзийские авиалинии» и совершал регулярный полёт по установленной международной воздушной трассе. Большая часть погибших пассажиров были гражданами Нидерландов. С точки зрения международного права трагический инцидент затронул интересы Украины, в воздушном пространстве которой произошла трагедия, Малайзии, где зарегистрирована авиакомпания, Нидерландов и других государств, граждане которых погибли, но не касается России.

В подобных ситуациях следует руководствоваться правилами Конвенции о международной гражданской авиации, которая была принята 7 декабря 1944 года в Чикаго (США). Участниками Чикагской конвенции являются все государства — члены ООН, в том числе все затронутые трагедией в воздушном пространстве Украины.

Имея на своей территории вооружённый конфликт, а также памятуя горький опыт аналогичной трагедии, произошедшей в 2001 году в международном воздушном пространстве над Чёрным морем, когда украинские войска ПВО во время военных учений сбили ракетой российский гражданский самолёт Ту-154 с пассажирами на борту, украинские власти были обязаны выполнить требования превентивного характера Чикагской конвенции, согласно ст. 9 которой «Каждое Договаривающееся государство может по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить на единообразной основе полёты воздушных судов других государств над определёнными зонами своей территории». Описание таких запретных зон и любые последующие изменения в них в возможно кратчайшие сроки направляются другим государствам и Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Однако властями Украины не было предпринято никаких действий превентивного характера для предотвращения трагических случаев, как с малайзийским «боингом». О такой запретной для полётов зоне украинские власти объявили только после этого события.

В статье 26 Чикагской конвенции закреплены правила расследования инцидентов. Она гласит: «В случае происшествия с воздушным судном одного Договаривающегося государства, имевшего место на территории другого Договаривающегося государства и повлекшего смерть… государство, на территории которого произошло происшествие, назначает расследование обстоятельств происшествия в соответствии с процедурой, которая может быть рекомендована Международной организацией гражданской авиации, насколько это допускает его законодательство». Заметим, что власти Украины не воспользовались этим правом и не предприняли никаких конкретных шагов по расследованию обстоятельств происшествия.

В статье 26 Чикагской конвенции также предусматривается, что «Государству, в котором зарегистрировано воздушное судно, предоставляется возможность назначить наблюдателей для присутствия при расследовании, а государство, проводящее расследование, направляет этому государству отчёт и заключение о расследовании». Понятно, что при бездействии властей Украины в отношении расследования обстоятельств трагедии власти Малайзии лишились возможности назначить своих наблюдателей для присутствия при расследовании.

В Чикагской конвенции 1944 года не предусмотрено право другого государства, кроме того, на территории которого произошла трагедия, проводить расследование её обстоятельств. В связи с этим возникает вопрос: на основании чего расследование катастрофы малайзийского «боинга» ведут власти Нидерландов? Украина, как участник Чикагской конвенции, также обязана подчиняться установкам ст. 82 Конвенции, которая гласит: «Договаривающиеся государства признают, что настоящая Конвенция отменяет все обязательства и соглашения между ними, несовместимые с её положениями, и обязуются не принимать на себя любые такие обязательства и не вступать в подобные соглашения». Иначе говоря, любые соглашения между властями Украины и властями Нидерландов (если таковые имеются), в том числе те, которые касаются расследования обстоятельств катастрофы малайзийского гражданского самолёта, противоречат установкам Чикагской конвенции.

В упомянутом выше открытом письме утверждается, что создание международного трибунала будет, мол, способствовать вовлечению в процесс всех сторон. Что здесь имеется в виду? Привлечение к процессу ополченцев Донецкой народной республики? Но именно благодаря их поддержке стало возможным посещение места падения самолёта экспертами из Нидерландов и других стран, сбор обломков и доказательств, проливающих свет на причины трагедии. При этом вызывает удивление непрофессионализм нидерландских экспертов, которые выборочно отобрали некоторые обломки самолёта, расчленив их на несколько частей, и увезли их для изучения, что категорически недопустимо с точки зрения методики сбора и исследования вещественных доказательств. Дело усложняется ещё тем, что многие важные исследования проводятся не нидерландскими экспертами, а в лабораториях Великобритании, которая вообще не имеет никакого отношения к данному делу.

Зачем это нужно

Возникает вопрос: зачем требовать создания международного трибунала, если до сих пор не обнародованы результаты расследования? И как можно опираться на результаты расследования, если сам его процесс вызывает опасения в связи с противоречивыми действиями и бездействием тех, кто присвоил себе право расследовать обстоятельства катастрофы?

Расчёт простой: власти Нидерландов поставили вопрос об учреждении международного трибунала перед Советом Безопасности ООН, к прерогативе которого относится создание подобного трибунала. Понятно, что при наличии вышеуказанных «погрешностей» в деле Россия выступила в СБ ООН против этой инициативы, что будет использовано властями Украины, Нидерландов и других государств как повод для обвинения России в незаинтересованности выяснения обстоятельств трагедии. Поскольку с января 2016 года Нидерланды будут председательствовать в Совете Европейского союза, власти этой страны уже сейчас готовятся «обоснованно» поставить вопрос о продлении санкций ЕС против России.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 598