На пути к заказчику убийства Галины Старовойтовой
Расследование
Под суд отправится предполагаемый соорганизатор громкого преступления. И он уже назвал того, кто отдал ему приказ устранить политика
Расследование громкого убийства, произошедшего семнадцать лет назад, сделало шаг вперёд: передано в суд дело одного из предполагаемых организаторов преступления, бывшего депутата Госдумы от ЛДПР, авторитетного петербургского бизнесмена Михаила Глущенко.
Имя в обмен на снисхождение
В Северной столице он известен как один из лидеров тамбовской ОПГ по кличке Миша Хохол.
Теперь он — обвиняемый по делу об убийстве Галины Старовойтовой. Глущенко уже сознался, что был одним из организаторов преступления. Более того, он заключил сделку со следствием, пообещав в обмен на смягчение наказания назвать заказчика. И сделал это: по его словам, приказ на ликвидацию депутата он получил от «ночного губернатора Петербурга» Владимира Барсукова (Кумарина), которого называют главарём тамбовцев.
Дата суда ещё не назначена, но уже известно, что Октябрьский суд Петербурга рассмотрит дело Глущенко в особом порядке: исследования доказательств не будет, судья Ирина Сопилова почти сразу удалится для вынесения приговора. Причём наказание будет не строже, чем две трети от максимального срока, предусмотренного статьями Уголовного кодекса «Убийство» и «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». А это 20 лет. То есть Глущенко светит не более 13 лет и 4 месяцев.
Привет из лихих времён
Имена Кумарина и Глущенко заставляют вспомнить эпоху «бандитского Петербурга» — 90-е и начало 2000-х. История, которую многим хочется забыть как страшный сон, оживает на глазах. К счастью, теперь лишь в журналистских статьях и материалах уголовных дел.
Сейчас Михаил Глущенко отбывает восьмилетний срок за вымогательство десяти миллионов долларов у авторитетных бизнесменов братьев Шевченко. Его подозревают и в организации убийства в марте 2004 года одного из этих братьев, тоже экс-депутата Госдумы Вячеслава Шевченко — того вместе с партнёром по бизнесу Юрием Зориным и переводчицей Валентиной Третьяковой забили бейсбольными битами на вилле неподалеку от города Пафос на Кипре.
Вообще второй созыв Госдумы был весьма необычным: в депутаты прошли сразу несколько персон, которых принято называть «авторитетными бизнесменами» — этот эвфемизм придумали в 90-е годы для тех, кого есть основания считать бандитами, но презумпция невиновности не позволяет это утверждать. Возможно, не окажись эти люди в парламенте страны, не было бы и громкого убийства Галины Старовойтовой 20 ноября 1998 года.
Её смерть стала шоком для всей страны — Старовойтова пользовалась огромной популярностью и считалась образцом честности и принципиальности. Так что общество потребовало непременно найти преступников. Дело взяли под личный контроль и президент, и генпрокурор.
В начале 2000-х следователи отчитались, что знают, кто совершил преступление, и в 2007 году завершился первый суд: наказание получили несколько исполнителей, в том числе координатор убийства, бывший прапорщик ГРУ Генштаба Юрий Колчин — он отправился в тюрьму на 20 лет, а один из стрелков, Виталий Акишин — на 23,5 года. На том суде впервые прозвучало и имя Михаила Глущенко: почти все причастные к убийству являлись сотрудниками частного охранного предприятия «Благоверный князь Александр Невский», которое связывали с Мишей Хохлом. Более того, приёмная депутата находилась в том же здании, что и ЧОП. А позже, уже в тюрьме, Колчин дал официальные показания против Глущенко.
- Не только Колчин, но и другие фигуранты называли его фамилию как человека, который отдавал распоряжения, — рассказал помощник Галины Старовойтовой Руслан Линьков, который в день покушения сопровождал её и чудом выжил, получив пулю в голову.
Сделка за сделкой
Впрочем, Глущенко был недосягаем для следователей: он уже жил в Испании. Сыщикам пришлось выманивать криминального авторитета. Его вызвали в консульство и сообщили, что для замены загранпаспорта придётся съездить в Петербург. 16 июня 2009 года ничего не подозревающий Глущенко пришёл в 58-й отдел милиции Выборгского района за новым документом — и там его арестовали.
Правда, в то время у следствия ещё не было достаточно доказательств, чтобы обвинить Михаила в организации убийства Старовойтовой. Так что ему инкриминировали лишь дела, связанные с братьями Шевченко.
- Но следствие по делу Старовойтовой продолжалось, — рассказал Руслан Линьков. — С 2009 года им стали заниматься очень активно.
К ноябрю 2013 года доказательств собралось столько, что Глущенко предъявили обвинение в организации убийства. А спустя полгода, в апреле 2014-го, Михаил и сам сознался в преступлении.
- Думаю, он это сделал под тяжестью улик, — предположил Линьков.
Но тут главное — итог: Глущенко пошёл на сделку со следствием и пообещал рассказать всё, что знает. По его словам, указание убрать Старовойтову он получил от Барсукова (Кумарина). Денег за операцию не полагалось, из чего фигурант сделал однозначный вывод о политическом характере убийства. Но отказаться от «работы» он не мог: по законам криминального мира тогда ликвидировали бы и его самого.
Правдивость показаний Глущенко подтвердил полиграф. Впрочем, для суда детектор лжи не доказательство, а всего лишь один из факторов, который можно учесть или не учесть. А вот приговор, который прозвучит в отношении Глущенко, — это уже серьёзно. Он узаконит показания против Кумарина, и все последующие суды обязаны будут принимать их как установленный факт.
- Что касается уровня вовлечённости этой персоны, то он вполне мог быть одним из организаторов покушения, — Линьков принципиально не называет фамилию Кумарина. — Но заказчики — это совершенно иные фигуры.
Не верит, что заказ исходил от «ночного губернатора», и сестра погибшей Ольга Старовойтова.
По словам Линькова, в деле упоминаются четыре известных политика — бизнесмены и депутаты Госдумы, причём не только от фракции ЛДПР. Называть их Руслан отказывается, лишь упоминает, что двое уже умерли, причём за последние полгода.
- Насколько я знаю, следствию дано указание не обращать внимания на статус подозреваемых, — сказал бывший помощник Старовойтовой. — Так что я надеюсь, что, когда доказательств станет достаточно, имена заказчиков узнают все.
К Владимиру Барсукову, отбывающему 15-летний срок за рейдерские захваты, уже приходили следователи, но тот отказался давать показания, сославшись на статью 51 Конституции РФ. Впрочем, он может и передумать и по примеру Глущенко пойти на сделку со следствием. А уж Кумарин наверняка знает, кто на самом деле заказал убийство Галины Старовойтовой.
Справка
Тамбовская ОПГ — одна из крупнейших криминальных группировок Петербурга, созданная в 1987 году. Сначала занималась крышеванием напёрсточников и проституток, затем рэкетом, рейдерскими захватами, убийствами. В середине 90-х начала легализовывать бизнес. Тамбовцы контролировали многие предприятия города, в том числе оборонные, практически монополизировали топливный рынок. Лидером ОПГ считается Владимир Кумарин (в 1996 году сменил фамилию на Барсуков).
Михаил Глущенко — бывший боксёр, авторитетный бизнесмен, в прошлом депутат Госдумы II созыва. Считается одним из лидеров тамбовской ОПГ. Учредитель нескольких фирм (некоторых — совместно с братьями Шевченко). Организовывал гастроли западных звёзд. В 1993 году стал помощником Владимира Жириновского, а в 1995-м избрался в Госдуму от ЛДПР. Работал в комитетах по обороне и геополитике. В начале 2000-х уехал в Испанию. В 2009 году арестован, в 2012-м осуждён на восемь лет за вымогательство в особо крупном размере.