Семь чудотворных икон Киевской Руси
1000-летие преставления князя Владимира
27 июля исполнится тысяча лет с того дня, как почил святой князь Владимир
Сегодня, как и десять веков назад, Креститель Руси помогает славянским народам обрести свои цивилизационные основы: в день его преставления в Киев съедутся сразу семь чудотворных икон Божией Матери — уникальный случай в истории! Для кого-то это не более чем удачный политический ход, для кого-то — знак свыше. Есть ли место чуду в современном мире и как правильно к нему относиться? Это стало темой встречи в рамках Владимирских бесед.
Милость Богородицы
С самого Крещения Руси Богородица почиталась как особая заступница земли Русской. Духовно просвещённые люди утверждают: Она Сама, а не правители земные, выбирает место, где Ей необходимо пребывать в данный период истории. Потому Богородичный собор икон, собранных со всех областей страны усилиями Украинской православной церкви Московского патриархата, большинством верующих воспринимается как знак свыше: Заступница берёт под Свой покров исстрадавшуюся Украину. И происходит это в день прославления князя Владимира — святого покровителя Киева, «матери городов русских».
Параллели напрашиваются сами собой: знаменитый список с первой иконы Богородицы, написанной евангелистом Лукой при Её жизни и пришедшей на Русь в XII веке, получил название Владимирской. Когда Лука показал икону Самой Богородице, Она произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут». Прошли века, а слова эти по-прежнему являют свою достоверность.
«Обыкновенное чудо»
Каждый человек способен увидеть в своей жизни целую галерею необъяснимых человеческими законами явлений, которые мы часто не замечаем в суете и рутине будней. В этом убеждён сенатор Сергей Рябухин. Вместе с экс-главой Счётной палаты России Сергеем Степашиным он более десяти лет назад занялся восстановлением Спасо-Преображенского монастыря в Муроме. «Основан он был более тысячи лет назад святым князем Глебом, и за все века самые большие разрушения обители принесло нашествие не Мамая, не поляков, а… родная Советская армия: долгое время на территории монастыря располагалась военная часть. Когда к нам обратились за помощью и я увидел размеры бедствия, то сразу отказался: как строитель в прошлом, отлично понимал, что такой объём разрушений без серьёзнейшей поддержки, просчитанной на многие годы вперёд, поднять такой труд невозможно», — рассказал Сергей Рябухин.
После он поехал в паломничество на Святой Афон, где в монастыре Дохиар оказался у иконы Богородицы «Скоропослушница». «Я испытал перед ней тогда особое волнение, и когда, вернувшись в Россию, заехал в Муром, первое, что я увидел в Спасо-Преображенском монастыре, это была икона «Скоропослушницы»! И я взялся за, казалось бы, безнадёжный проект», — рассказал сенатор. С тех пор чудеса пошли одно за одним: по всем графикам и расчётам на восстановление монастырского объекта должно уйти полтора года, а он готов через три месяца, по другому нужен год — а он сдаётся через два месяца!.. И так — по всем 36 объектам! Сегодня этот монастырь, где покоятся мощи святого богатыря Ильи Муромца, является одной из духовных жемчужин России.
Между тем Сергей Рябухин, возглавляющий Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, предложил взглянуть на чудеса более масштабно: «После страшных 90-х годов мы наблюдаем процесс восстановления не только суверенитета страны, но и, казалось бы, полностью потерянного духа нашего народа. Это и есть главное чудо России сегодня». И подчеркнул, что одной из его ключевых составляющих стали действия команды Евгения Примакова и приход на пост Президента России Владимира Путина, который 27 июля отмечает день своих именин.
«Побеждает естества чин»
Между тем отношение к чуду в православии имеет свою специфику. В Евангелии прямо указывается, что «знамения» (то есть чудеса) ищет «род лукавый и прелюбодейный». Означает ли это, что христиане не должны просить Бога о чуде? Иеромонах Высоко-Петровского монастыря Лаврентий (Полешкевич) пояснил, что это не так. «Из Евангелия же мы знаем, что Спаситель никому не отказывал в чудесных исцелениях, даже в воскрешении мёртвых. Но надо понимать, что чудо — это не духовный фокус, а реальный акт взаимодействия человека с Богом, который отвечает на молитву, если чудо содействует спасению души человека. И, как правило, чудеса случаются с теми, кто не сам просит за себя, а за кого молятся другие», — отметил отец Лаврентий. Такой принцип отрицает то, что чудо является всего лишь плодом самовнушения человека — теория, популярная в современном светском мире. Как заметил отец Лаврентий, большинство чудес происходит с людьми не по их вере и убеждениям, а по вере тех, кто за них молится.
Ещё один распространённый аргумент противников икон звучит примерно так: «Нечего доске молиться». В этой связи эксперт Музея Андрея Рублева диакон Дмитрий Клыков уточнил, что иконы — это часть той мировоззренческой традиции, в которой отражением Небесного (невидимого) на земле является красота. «Даже неверующий человек сегодня при взгляде на Владимирскую икону Божией Матери, написанную ещё в XII веке, соглашается: этот образ есть почти абсолютная красота. Это удивительно потому, что мир изменился абсолютно. Но икона остаётся отражением Первообраза и тем самым сохраняет красоту».
А сотрудник Музея Андрея Рублева Жанна Белик подчеркнула, что суть любого чуда — это преображение личности человека. Именно это является главной причиной того, что и в наши дни чудеса не иссякают — бесплодные рожают, смертельно больные исцеляются, что массово происходило, например, после приезда в Россию Пояса Пресвятой Богородицы с Афона. А это значит, что и сегодня, как и десять веков назад, обращение к Богу может «побеждать естества чин».
Зимненская икона Божией Матери (на фото) — с ней связано главное чудо Крещения Руси: сияние, исходившее от неё, помогло вернуть зрение князю Владимиру, который ослеп во время завоевания Корсуни (Херсонеса) и прозрел только на выходе из крещальной купели.
Почаевская икона Божией Матери — в 1675 году чудотворный образ спас Почаевскую обитель от нашествия татар: во время пения акафиста над храмом явилась Пресвятая Богородица. Татары стреляли в неё, но стрелы возвращались и ранили атакующих.
Ахтырская икона Божией Матери — по преданию, в 1739 году её нашёл в поле священник. Известна исцелениями людей от лихорадки.
Касперовская икона Божией Матери — в 1854 году во время Крымской войны она защитила Одессу от наступления британского флота. Также зафиксированы случаи исцеления от неё больных параличом и эпилепсией.
Песчанская икона Божией Матери — молитвы именно перед этим образом остановили эпидемию холеры в Харьковской губернии в 1830 году. Приедет в Киев из Харькова.
Святогорская икона Божией Матери — в 1844 году её написал афонский старец. После возле образа стали исцеляться больные. Икона хранится в Успенском соборе Святогорской лавры, в Донецкой области.
Икона Божией Матери «Призри на смирение» — летом 1993 года икона оставила отпечаток на покрывавшем её, но не касавшемся её стекле. Научные исследования показали, что отпечаток этот имеет органическое происхождение и является нерукотворным отражением лика Богоматери и Младенца.