Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Андрей Клишас: Идея «стоп-листа» для НКО родилась после доклада генпрокурора

Неделя Федерального Собрания

23.07.2015 16:08

Одна из важнейших целей законотворчества, по мнению Андрея Клишаса, состоит в том, чтобы последовательно развивать гражданские институты. О том, что ещё предстоит сделать на этом пути, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты».

Если общество не развивается, это приводит к слабости государства

Постановление об НКО, которое получило название «патриотического стоп-листа», было принято Советом Федерации перед самым закрытием сессии. СМИ сразу включились в активное обсуждение темы. Проблемой стало то, что далеко не все журналисты правильно поняли формат и конечную цель документа. Андрей Клишас уверен: «стоп-лист» не является реестром, дискриминирующим НКО, это скорее форма запроса к правоохранителям, который выражает обеспокоенность парламентариев в отношении деятельности отдельных организаций. Кстати, ответ на свой запрос сенаторы намерены получить уже осенью.

Дело в том, что в России сегодня действует почти 217 тысяч НКО.

«Большинство некоммерческих организаций делают очень важную общественную работу, направленную на развитие волонтёрства, содействие программам образования, защиты потребителей и так далее. Некоторые из них занимаются и политической деятельностью, что само по себе также совершенно нормально», — подчеркнул Андрей Клишас. Вопрос, однако, в том, какие они преследуют при этом цели и кто их финансирует. Возвращаясь к теме развития гражданских институтов, можно сказать, что большинство НКО активно в этом участвуют. Государство, в свою очередь, сделало очень много, чтобы освободить их деятельность от своего влияния и предоставить институтам гражданского общества возможность устанавливать свои правила и работать. Но есть у этого процесса и негативные стороны.

«В работу с НКО включаются иностранные государства, которые ставят под конт­роль институты гражданского общества», — замечает Андрей Клишас. Сделать это не так уж сложно, и решающим фактором здесь является финансирование. Зарубежные хозяева, по сути, формируют для этих организаций свою собственную выгодную им повестку. И эта картина отнюдь не умо­зрительная.

Глава Комитета по конституционному законодательству сообщил, что на закрытых заседаниях был рассмотрен целый ряд обращений из МВД, ФСБ, Генпрокуратуры о деятельности ряда НКО, направленной на подрыв государства. Собственно сама идея «стоп-листа» стала актуальной после доклада генпрокурора Юрия Чайки на заседании Совета Федерации. Таким образом, обеспокоенность сенаторов понятна и оправданна, ведь подмена институтов гражданского общества управляемыми из-за рубежа НКО ведёт к ослаблению государства, теряющего подчас доверие граждан.

Парламент должен отвечать на запрос граждан

Поступательное развитие гражданского общества должно определяться появлением новых форм его взаимодействия с парламентом. В последнее время всё больший вес на этом фоне приобретает Общественная палата. Образованная в 2005 году, она стала авторитетным институтом формирования общественного мнения, в том числе и в вопросах законодательства. Одна из самых заметных инициатив — предложение проводить нулевые чтения наиболее резонансных законопроектов. Однако чтобы они были влиятельным инструментом, их нужно вписать в общую концепцию законодательного процесса.

«Нулевые чтения на общественных площадках, безусловно, важны, — считает Андрей Клишас. — Однако деятельность эта не должна подменять собой работу парламентариев, поскольку по Конституции законодательным и представительным органом является всё же Федеральное Собрание. И на какой бы площадке ни проводились нулевые чтения, это ценно только в том случае, если по их итогам общественники пришли в парламент и сумели убедить депутатов и сенаторов в своей правоте». «Если просто поговорили, подключили СМИ, написали итоги на бумаге, но при этом не нашли в себе силы, чтобы прийти на заседание комитета и объяснить свою позицию, эффект от таких нулевых чтений стремится к нулю», — убеждён сенатор. «Парламент, принимая те или иные документы, должен отвечать прежде всего на общественный запрос», — считает Андрей Клишас.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 754