Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Торговым сетям запретят брать с поставщиков плату «за вход»

Наша Тема | Продуктовый побор

09.07.2015 15:13

Поправки в торговое и антимонопольное законодательство депутаты рассмотрят во втором чтении осенью

Поборы, которые сегодня терпит от ретейлеров российский производитель, не дают ему возможности развиваться и снижать цены на продукты. По мнению главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, законопроект о регулировании торговой деятельности позволит умерить аппетиты сетевиков.

Местная заморозка

То, что происходило с ценами на продукты в конце прошлого и начале этого года, заставило законодателей задуматься над мерами регулирования сетевой розницы. За первые два месяца 2015 года в магазинах вдруг резко подорожали товары, которые не были привязаны ни к курсу доллара, ни к баррелю нефти. Цена на морковь выросла на 195 процентов, на картофель - на 160 и на гречку - на 135. Молоко стало дороже на 91 процент, капуста и говядина - более чем на 50 процентов.

И хотя, по данным Росстата, сейчас происходит небольшое снижение темпов роста цен - продуктовая дефляция составила 0,4 процента, - от повторения постновогоднего кошмара мы не застрахованы. Подешевела в основном только сезонная плодово-овощная продукция, которая со временем легко наверстает упущенное.

По словам генерального прокурора Юрия Чайки, в ходе январских проверок торговых сетей были выявлены случаи неоправданного повышения цен на продукты на 400 процентов. Однако никаких жёстких санкций в отношении ретейлеров не последовало.

В разных регионах страны власти попытались самостоятельно ограничивать в торговых сетях цены на социально значимые продукты, однако быстро выяснилось, что законного механизма для этого не существует. Вот тогда группа парламентариев разработала законопроект, который позволит ограничивать рост цен на продукты питания и бороться с запредельными торговыми наценками ретейлеров.

Противники проекта закона, торговые сети, в качестве контр­аргументов ссылаются на рынок, который сам разберётся, и «добросовестную практику» крупнейших ретейлеров. Под этим определением скрывается добровольное замораживание цен на социально значимые продукты, которыми сети готовы торговать чуть ли не себе в убыток, чтобы поддержать в трудной ситуации своего покупателя.

- Это не более чем отвлекающий спекулятивный манёвр, - категоричен один из авторов законопроекта, сенатор Сергей Лисовский. - Активисты проекта «Народный контроль» проверили, на что на самом деле замораживали цены владельцы торговых сетей. Как правило, это малозначимые товары, которые не считаются продуктами первой необходимости.

Издевательством над здравым смыслом является заморозка стоимости некоторых видов сладостей, в то время как овощи, крупа и мясо продолжают дорожать. Кроме того, представители торгового бизнеса нередко перед фиксированием цены резко её поднимают. На прилавках крупнейшей сети гипермаркетов можно встретить «замороженные» ценники на сыр по 700 рублей и пельмени по 240 рублей за килограмм.

Утром стулья, вечером деньги

Проект поправок в закон о регулировании торговой деятельности уже прошёл первое чтение. Документ запрещает сетевикам требовать с поставщика плату за право войти в торговую сеть или за изменение ассортимента, больше нельзя будет возвращать производителям нереализованный товар, а также навязывать им лжемаркетинговые услуги по продвижению товара.

Как заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский, одним из основных положений проекта закона является снижение премии с оборота, которую платят производители торговым сетям, с 10 до 3 процентов. «В оставшуюся часть возна­граждения предлагается включить все возможные выплаты производителя ретейлеру», - отметил депутат.

Кроме того, предусмотрено сокращение срока оплаты торговыми сетями полученного от поставщиков продовольствия с 10 до 5 дней - для продовольствия со сроком годности менее 10 дней; с 30 до 20 дней - для продовольствия со сроком годности от 10 до 30 дней; с 45 до 35 дней - для продовольствия со сроком годности свыше 30 дней и для алкогольной продукции российского производства.

Этого шага очень долго добивались производители, которые нередко месяцами дожидались, когда им переведут деньги за уже проданный товар. Президент Мясного союза России Мушег Мамиконян уверен, что следует идти дальше и гармонизировать сроки оплаты со сроками торговли конкретного товара. Продал товар - сразу рассчитайся с поставщиком, объясняет чаяния продовольственников Мушег Мамиконян. «Капитал сейчас дорогой, и мы могли бы пустить деньги в развитие производства, а не кредитовать торговые сети», - подчеркнул он.

Ко второму чтению готовится ещё ряд дополнений. Например, предлагается запретить навязывать поставщикам участие в скидочных акциях магазина. «Получается, что скидки идут за счёт производителя, а зарабатывает на этом торговая сеть», - пояснил Сергей Лисовский. Кроме того, депутаты хотят наделить поставщика правом изменения цен на свою продукцию в течение 15 календарных дней. Сегодня им нужно предупреждать сети о корректировке стоимости товара чуть ли не за полгода с перспективой работы в убыток всё это время.

Уличённых в нарушении торгового законодательства должностных лиц компаний-ретейлеров предлагается дисквалифицировать. Также законодатели хотят увеличить до одного года срок давности нарушений закона о торговле. По их мнению, это станет эффективной мерой борьбы с «заговором» сетевиков. Окончательно приструнить сетевую розницу должно снижение порога доминирования. Доля рынка торговой сети в отдельном регионе будет уменьшена с 25 до 15 процентов.

По словам члена Комитета Госдумы по аграрным вопросам Аркадия Пономарева, доминирование торговых сетей в крупных городах не даёт развиваться малому и среднему бизнесу. Производитель вынужден соглашаться на любые условия ретейлеров. «Ежемесячный побор с поставщиков продуктов питания в торговых сетях равен годовому бюджету, выделяемому на поддержку сельского хозяйства», - подчеркнул депутат, отметив, что необходимо немедленно принимать поправки в закон о торговле.

Подвешенное состояние лучше закона?

Свои предложения в законопроект подготовил и Минпромторг, который, судя по их содержанию, решил остаться над схваткой поставщиков и ретейлеров.

По словам представителя министерства Никиты Кузнецова, ведомство не готово согласиться с предложенной парламентариями дисквалификацией топ-менеджеров за нарушение торгового законодательства. «Кадровая ситуация в отрасли очень плачевная, - пояснил чиновник. - Новых руководителей найти будет очень сложно». По его словам, достаточно будет ввести более крупные штрафы.

Кроме того, Минпромторг предлагает в комплект поправок внести изменения по малоформатной торговле: мобильной и стационарной, чтобы поддержать мелких и средних торговцев. «Не надо забывать, что в несетевой рознице ситуация противоположная: там поставщики диктуют условия владельцу торговой точки, - сказал представитель Минпромторга. - Это тоже надо учесть».

Три процента, которые депутаты готовы оставить ретейлерам в виде вознаграждения от продаж товара, в Минпромторге посчитали излишними. Там хотят вообще свести к минимуму поборы сетевиков с производителей. Зарабатывать магазины, по мнению чиновников, должны только на торговой наценке на товар.

По словам сопредседателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ильи Ломакина-Румянцева, основная направленность законопроекта - снижение рыночной силы торговых сетей.

- Мы должны представлять последствия от регулирующих действий, - заявил он. - Неужели мы не сможем договориться между собой без государственного вмешательства в формате саморегулирования?

Не смогут - уверены законодатели. Да, сами поставщики сейчас утверждают, что сети стали охотнее идти на компромиссы. Тогда как полгода назад с ними невозможно было вести переговоры. Однако не стоит принимать временное улучшение состояния больного на веру. Очевидно, что ретейл становится сговорчивее, когда закон в подвешенном состоянии. Видимо, потому что ещё не выработаны правила теневой игры и способы по уходу от ответственности.

как у них

США. Государством регулируется от 5 до 10 процентов цен на товары и услуги. Конгресс устанавливает уровень, выше которого нельзя поднимать стоимость молока, масла, сыра.

Франция. Несмотря на действие принципа свободного установления цен, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию и контролю за ними в условиях конкуренции.

Дания. Система ценообразования складывается преимущественно под воздействием рыночных факторов. Доля устанавливаемых непосредственно государством твёрдых или регулируемых цен составляет около шести процентов.

Швеция. Государство жёстко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции: зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания.

Япония. Власти контролируют стоимость риса, пшеницы, мяса и молочных продуктов. Введены ограничения на единовременное повышение цен.

Норвегия. Внутренние цены устанавливаются на основе мировых. Государство определяет максимальную и минимальную стоимость товаров, производит замораживание цен, устанавливает порядок исчисления скидок и надбавок, максимальные уровни прибыли, а также предельные уровни цен на мясо, молоко, маргарин.

Швейцария. Государство регулирует почти половину товарной продукции сельского хозяйства, а также цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свёклу, рапс, молоко.

Австралия. Нет специальной системы регулирования цен. Контроль за стоимостью хлеба, молока, яиц осуществляется в ряде штатов специальными уполномоченными организациями, входящими в состав казначейств этих штатов. Эти организации регулярно пересматривают максимальный уровень цен на данные товары. На другие массовые сельскохозяйственные товары назначаются минимально гарантированные закупочные цены. Оптовые цены не могут быть повышены без предварительного уведомления (за 21 день) контрольных органов.

Что такое

Сетевой ретейл (от английского retailer - «розничный продавец») - компания одного владельца, занимающаяся розничной торговлей и объединяющая в себе несколько одноформатных магазинов с единой системой логистики, закупки, ценовой политикой.

Плата за право входа в торговую сеть - денежная сумма, которую поставщик выплачивает торговой сети за возможность реализовать свою продукцию.

Премия с оборота - процент от прибыли за проданный товар, который поставщик выплачивает торговой сети.

Порог доминирования - максимальная доля рынка торговой сети в конкретном регионе.

Несетевая розница - розничная продажа вне торговых сетей, например, в киосках, на рынке, в небольших магазинах.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 593