Подвиг святителя как лекарство от беспамятства
Последняя полоса
«Кто не помнит своей истории, тот лишён будущего» — эти известные слова в наши дни можно услышать и в личных беседах, и в публичных диспутах. В апреле мы отметили 90-летие со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского — человека, изучение жизненного пути которого может многое объяснить в происходящем сегодня на Украине. Об исторических параллелях и невыученных уроках истории говорили участники очередной встречи в рамках Владимирских бесед в пресс-центре «Парламентской газеты».
Святость церковной аполитичности
Тихон (Белавин) стал Патриархом Московским и всея Руси в грозном для отечественной истории 1917 году — после того, как этот престол пустовал более двух веков. Об этом сегодня мало вспоминают. Да и о святителе Тихоне, патриархе Московском говорят зачастую как о некоем «добром старичке», «потерявшемся» на фоне большевистского террора. Между тем авторитетные историки утверждают: именно Тихон сохранил Православную церковь в России, а его действия стали основой процессов духовного возрождения, которые сегодня многие в мире ассоциируют именно с нашей страной.
Суть его подвига становится особенно понятной в наши дни — на фоне трагических событий на Украине. Всё чаще эксперты начинают вспоминать о духовной основе переворота в Киеве, а в роли его индикатора выступает лжепатриарх Филарет. Его заявления в оправдание убийства мирных жителей в Донбассе, награждение посмертно карателя с позывным Сатана — вот что делает Филарет, подменяя христианские заповеди политической конъюнктурой.
И здесь самое время обратиться к истории. Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Мазырин напомнил: в своё время патриарха Тихона активно склоняли к активному участию в политике, например благословить Белое движение. Но он, наверняка симпатизировавший белогвардейцам, отказался. Патриарх Тихон открыто обличал убийства, чинимые большевиками, и вместе с тем устранялся от вовлечения Церкви в Гражданскую войну. Он твёрдо держался линии аполитичности, и даже осенью 1919 года, когда армия Деникина подходила к Туле и казалось, что ещё немного и советская власть падёт, патриарх Тихон призывал духовенство всячески устраняться от политической борьбы. «Он понимал, что победителя в Гражданской войне быть не может и победа белых не даст спасения России. На сегодняшней Украине в словах и поступках расстриги Филарета мы видим полную противоположность этому», — пояснил отец Александр Мазырин.
Махновщина в церковном поле
Оказаться вне политики в смутное время — превратить себя в мишень для угроз и проклятий. Но только так можно было сохранить Церковь, избежать её превращения в политический инструмент манипуляции народным сознанием. В начале ХХ века в России новая власть такой инструмент смастерить пыталась — в виде обновленческой «живой церкви», представителей которой в народе прозвали «красными попами». То же самое произошло на Украине в наши дни: в роли «обновленцев» выступают «филаретовцы», которые где-то силой, где-то хитростью заполучили более двух тысяч приходов по всей Украине. Как и в большевистской России, когда приходы насильно, указом новой власти передавались «обновленцам». Однако люди толпились в храмах, где служили батюшки, верные патриарху Тихону. Сегодня беженцы с Украины утверждают: даже люди, приближённые к киевской власти, тайно крестят и венчают своих детей в церквях не киевского, а Московского патриархата, находящегося под началом митрополита Онуфрия.
Сенатор Сергей Щеблыгин заметил, что киевский патриархат вообще «странная организация». «Даже секта в сравнении с ней более понятна по своей сути. Киевский патриархат — это махновщина, только в церковном поле, — заметил сенатор. — Напомню, что Филарет объявил сам себя «патриархом», потому как обиделся, что в своё время Патриархом Московским и всея Руси избрали не его, а Алексия Второго».
«Социокультурные коды» возьмут своё
Киевская автокефалия в наши дни, как и в начале ХХ века, открыто пытается расколоть единую для двух народов православную веру.
Между тем то, что наука называет «социокультурными кодами», на Украине рано или поздно возьмёт верх. В этом убеждён Сергей Щеблыгин: «Через годы коммунизма я пронёс детские воспоминания, как бабушка ведёт меня в Великую субботу святить куличи и творожную пасху. Тогда я мало что понимал, но заложенная традиция Святой Руси проросла во мне со временем. И на Украине зомбирующий эффект СМИ, медиапропаганды пройдёт и возобладает понимание: всё, что работает на единство наших народов, — хорошо, а всё, что несёт раскол, — плохо».