Галина Карелова: Пора принять закон о государственно-частном партнёрстве
Неделя Федерального Собрания
Социальная сфера сегодня переживает один из самых интересных этапов в своём развитии. Катализатором этого процесса стал вступивший в начале года закон об основах социального обслуживания. Это, безусловно, важнейший закон, который определяет пути развития этой сферы. О том, каковы первые итоги работы закона, что ещё предстоит сделать, — об этом нашему корреспонденту рассказала вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова.
- Чего удалось добиться в первые месяцы работы нового закона?
- Самое главное — он содействовал зарождению новых моделей и форм социального обслуживания, развитию негосударственного сектора, который быстрее откликается на потребности населения в новых социальных услугах, восприимчив к инновациям и сам способен их генерировать.
Наконец, в эту сферу пришла конкуренция, которая создаёт новые практические возможности. Рассказать о них, посмотреть, дать возможность регионам обменяться опытом и взять на вооружение лучшее, что сегодня есть. Это, кстати, было задачей номер один омского форума социальных инноваций регионов, организованного Советом Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и правительством области. На нём было представлено более четырёхсот проектов. В ходе «круглых столов» многие технологии и практики стали предметом соглашений и контрактов. Благодаря омскому форуму в ближайшие год-полтора в социальную сферу дополнительно к бюджетным средствам поступит как минимум миллиард рублей.
Кроме того, были обсуждены законы, регулирующие социальную сферу, поскольку и на появление инноваций, и на приток в неё инвестиций в значительной степени влияют правила, по которым нужно работать и взаимодействовать. Результатом этого обсуждения стали рекомендации, которые мы направили в Думу, в Правительство. Форум должен был запустить механизмы в первую очередь законодательные, которые помогут перевести социальную сферу на новый качественный уровень. В частности, много говорилось о законодательном обеспечении развития государственно-частного партнёрства (ГЧП) в социальной сфере.
- Насколько известно, региональные законы о государственно-частном партнёрстве уже существуют…
- Да, в 68 регионах они есть. Практика показывает, что механизм подобного партнёрства используется с успехом. Интересен опыт Пермского края, где в шесть раз смогли увеличить объём социальных услуг, перейдя на его принципы. Впечатляющие результаты даёт оно в инновационной медицине в Воронежской области. Отличные примеры есть в Башкирии, Омской, Владимирской областях. Региональное законодательство, однако, создало лишь предпосылки, но не условия для развития государственно-частного партнёрства. Опыт показал — в большинстве своём инновационные социальные технологии не выходят за рамки одного региона. Потенциальных инвесторов, и об этом много говорили в Омске, сдерживает отсутствие общих внятных правил, ограниченность форм ГЧП, неясность многих вопросов — от прав инвесторов и полномочий субъектов и муниципальных образований до страхования разного рода рисков.
Между тем партнёрство с государством в социальной сфере может сыграть огромную роль. Особенно в обновлении инфраструктуры. У нас более 20 процентов психоневрологических домов-интернатов нуждается в ремонте, мест не хватает, больные пожилые (очень часто одинокие) вынуждены по нескольку лет ждать очереди. Механизм партнёрства позволяет привлекать внебюджетные ресурсы. Например, в Московской области в ближайшие два года частные инвестиции в дома для престарелых составят полмиллиарда. Стоимость услуг частников, что подтверждено практикой, для бюджета дешевле: содержание пожилых людей в негосударственных домах престарелых при лучшем качестве обходится в меньшие суммы, чем в государственных.
- То есть закон о развитии государственно-частного партнёрства нужно принимать как можно скорее?
- Совершенно верно! Даже если закон сразу не ответит на все вопросы, он, безусловно сыграет свою роль — появится единая терминология, будут сняты многие ограничения и риски, станет больше общих правил, по которым бизнес сможет работать в разных регионах.
Второе чтение закона должно состояться 1 июля. В документ предстоит внести ряд поправок согласно рекомендациям форума. Главная их цель — сделать более доступным для инвесторов участие в предоставлении услуг в социальной сфере, повысить привлекательность проектов ГЧП. Среди предложений расширение форм государственно-частного партнёрства, перечень объектов, на которых можно будет реализовывать эти проекты, преимущества для частных партнёров, имеющих опыт оказания социальных услуг, возможность компенсации расходов при уплате процентов по привлечённым кредитам за счёт субсидий из бюджета и так далее. Кроме поправок, непосредственно в закон должны последовать изменения и других нормативных актов — закона о контрактной системе, концессионных соглашениях, Бюджетного и Земельного кодексов, а также постановлений Правительства.
В дискуссиях омского форума, в выработке рекомендаций участвовали не только работники социальных отраслей и социальные предприниматели, но и социальные министры, министр экономики, губернаторы, депутаты и сенаторы во главе с председателем Совета Федерации. Столь высокий уровень экспертов даёт основания надеяться, что наши предложения будут приняты во внимание и вместе с Госдумой мы продвинемся в принятии соответствующего законодательства.