Местное самоуправление: власть шаговой доступности
Неделя Федерального Собрания
Год назад вступил в силу федеральный закон, который дополнил систему местного самоуправления в России новой формой муниципального образования — городом с районным делением. Документ также содержал ряд новых норм, расширяющих полномочия субъектов РФ. О том, как за это время регионы распорядились своими возможностями, к чему привели изменения в системе местного самоуправления и как гражданам окончательно разобраться в том, какие вопросы они теперь смогут решать сами, «Парламентской газете» рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.
- Степан Михайлович, как формировались предложения изменить систему местного самоуправления?
- Напомню, что в 2013 году в Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин указал на целый ряд серьёзных проблем, препятствующих нормальному развитию муниципальных образований. Глава государства тогда поручил подготовить предложения, уточняющие общие принципы организации местного самоуправления, которые помогут развитию сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.
Ранее, ещё в 2003-2009 годах, была сделана попытка реформы. Для того времени те реформы были актуальны, а сегодня требуются другие подходы, на что и указал президент. Сегодня нужно понять, что в этой системе главные действующие лица — жители района или городского поселения. Именно они определяют и структуру власти, и бюджет, и куда направлять выделенные деньги.
- Да, но не все хотят заниматься общественной жизнью.
- Согласен. Многие думают, что общественными вопросами занимаются исключительно те, у кого нет работы и личной жизни. Хочется, чтобы было, как за рубежом, где быть избранным на определённый пост не означает получить право на внеочередное распределение земельного участка, а означает глубокое доверие жителей и гордость за проделанную работу.
- А если между гражданами в том или ином вопросе не будет согласия?
- Согласия может не быть по той причине, что власть не объясняет людям суть складывающейся ситуации. Идея состоит в том, чтобы любой житель мог дотянуться до местных начальников, поговорить с ними, вместе решить насущные вопросы. А люди ведь так устроены, что будут всегда недовольны дорогами, фасадами, ЖКХ, но лишь до той поры, пока сами не включатся в управление ими.
- Есть удачные примеры?
- Да, в ряде городов создаются и успешно работают районные советы депутатов. В Челябинске, например, был оперативно принят закон о переходе на двухуровневую систему. В рамках новой модели в городе создано семь районов. В каждом есть собственный представительный орган — по 25 депутатов, есть и городское собрание, где служат по семь депутатов от каждого района, а глава города избирается из их состава. При этом исполнительную власть осуществляет сити-менеджер. Кроме того, около десяти городов готовы создать подобные органы власти: Свердловск, Ярославль, Владикавказ, Ульяновск, Калуга, Кострома. А вот на Урале и Дальнем Востоке уходить от прямых выборов мэров не хотят. Но идёт и обратный процесс. Иногда отдельные представительные органы самораспускаются, потому что они не могли справиться со своими обязанностями.
- Как же справляться, если в местном бюджете денег зачастую не хватает даже на элементарные дела?
- Сейчас в Совете Федерации разрабатываются предложения в новую концепцию Бюджетного кодекса. Поправки будут касаться прежде всего учёта жизненных потребностей местного значения, которые ранее выполнялись за счёт базовой ставки доходных источников хотя бы на 60-70 процентов. Сейчас же еле достигают 15 процентов.
- Специфику регионов и муниципалитетов при этом учли?
- Разумеется. Каждый регион уникален, а потому может сам придумывать, как пополнять свой бюджет. Думать надо вместе и региональным, и муниципальным властям. Органы МСУ и администрации субъектов должны вырабатывать общую программу развития экономики и рабочих мест. Нужно делать всё, чтобы люди трудились в своих регионах, а не уезжали массово в Москву и Санкт-Петербург. Например, в моей родной Тюменской области ежегодно открывается не менее двух десятков производств. В Центре России есть мощная продовольственная платформа, на Дальнем Востоке появятся 13 территорий опережающего развития.
- Степан Михайлович, что такое ТОСы, о которых говорится в разрабатываемой концепции?
- Это территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования, микрорайонов, кварталов, улиц, домов, дворов и других территориях для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.
- Где взять столько профессионалов для предстоящей непростой работы?
- Да, не учат у нас управлению хозяйственными делами и взаимодействию с населением. Но вот, например, мы сумели открыть электронный университет местного самоуправления. Он был создан в 2014 году на основании решения президиума Общероссийского конгресса муниципальных образований при участии Центра прикладных исследований МСУ.
Обучение идёт в Интернете на базе казанского, красноярского и тюменского университетов и одного из столичных вузов. Я разработал курс на 72 часа обучения. Кроме того, в помощь всем желающим налажен выпуск журнала «Муниципальная Россия», который выходит десять раз в год в количестве 2500 экземпляров. Значит, всё-таки есть возможность получать необходимые знания для работы в этой важной социально-экономической сфере жизни.