Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Муниципалитеты уполномочены действовать

Неделя Федерального Собрания

28.05.2015 17:43

Укрепление единого правового пространства России не означает, что стоит внедрять одну структуру местной власти по всей стране. «Принимая решения, надо учитывать, что на местах своя специфика и разные мнения по ключевым вопросам», — сказал Сергей Нарышкин на заседании Совета по местному самоуправлению при председателе Госдумы.

Местное самоуправление, согласно Конституции, должно быть самостоятельным и сильным уровнем власти. Сейчас ситуация, однако, такова: большинство муниципалитетов живут на дотации из региональных бюджетов и не могут полностью выполнить свои полномочия. Поэтому важнейшим этапом реформы местного самоуправления стало перераспределение полномочий между муниципалитетами.

Согласно принятому в мае прошлого года Закону № 36-ФЗ, от сельских поселений муниципальным районам передали примерно треть полномочий. При этом регионам дали право закрепить их местным законодательством. По данным мониторинга, который провёл Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, 21 регион передал на сельский уровень вопросы отдыха жителей на территории поселений, организации ритуальных услуг. 19 регионов передали на местный уровень обеспечение нуждающихся граждан жильём, организацию строительства и содержание муниципального жилищного фонда. Местные власти 18 регионов оставили в своём ведении электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Ряд субъектов Федерации передали на сельский уровень транспортное обслуживание населения, сохранение объектов культурного наследия, сбор и вывоз мусора.

Как всегда, самая острая проб­лема муниципалитетов — недостаток финансов. С этим в первую очередь и связано перераспределение полномочий. 27 апреля на встрече президента Владимира Путина с членами Совета законодателей этот вопрос поднимался вновь. Очевидно, что одними трансфертами проблему не решить — за муниципалитетами следует оставить ряд налоговых поступлений. «Они должны чувствовать себя не иждивенцами, а полноправными хозяйствующими субъектами», — уверен председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. Для чего муниципальные образования должны иметь средства не только на текущие расходы, но и на создание резерва, составляющего 10-20 процентов доходов. Необходимо сменить фискальную бюджетно-налоговую политику на стимулирующую, при которой муниципалитеты получат возможность влиять на увеличение налоговых поступлений.

На заседании совета обсудили также перспективы системы само­обложения граждан, которая используется в ряде муниципалитетов. Разовые платежи для решения конкретных вопросов местного значения вводятся не только для расширения собственной доходной базы своих бюджетов, но и для привлечения граждан к решению вопросов местного значения. Люди могут участвовать в озеленении территорий, сборе и вывозе мусора, благоустройстве мест массового отдыха, охране памятников истории, строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов. Заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Надежда Максимова уверена, что нужно проводить референдумы, чтобы точечно решать вопросы самообложения. Органы власти не могут устанавливать такие платежи, иначе это будет не добровольный вклад, а дополнительный налог. А ведь жители села и так живут небогато.

В своём Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин поставил задачу поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы люди могли принимать участие в управлении своим посёлком или городом, решать вопросы, которые определяют качество их жизни. Для этого проводятся публичные слушания, действуют территориальные общественные управления (ТОУ), которым нужно дать статус юридического лица, чтобы они могли использовать бюджетные средства для решения проблем. Во многих муниципальных образованиях работают общественные палаты, развивается институт сельских старост — активистов, которые представляют интересы большинства жителей и работают на общественных началах. Формы участия граждан в само­управлении могут быть разными, но при этом никто не снимает ответственности с муниципальной власти и с депутатов.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 523