Послание Президента Федеральному Собранию

вчераКакие задачи Владимир Путин поставит в Послании

вчераНесколько улиц в центре Москвы перекроют из-за Послания Путина

вчераНа Послание Федеральному Собранию не пустят с едой, водой и вейпами

Километр километру рознь

Трасса

28.05.2015 14:10

Автор:

Откуда берутся мифы о дороговизне отечественного дорожного строительства

Расходы государства на строительство дорог — вопрос, к которому всегда приковано внимание российского общества. Деньги на это выделяются большие, и поскольку у каждого автомобилиста к дорогам свои требования, то оценка их качества стала делом сугубо субъективным. В результате эта тема стала предметом ожесточённых блогерских дискуссий, а мнение о запредельной стоимости дорог в России получило широкое распространение. Однако научное сравнение стоимости дорог в нашей стране и за рубежом, проведённое экспертами Высшей школы экономики, позволило развеять этот миф.

На самом деле точно такую же работу с обоснованием средней стоимости строительства и реконструкции одного километра автодорог приходится регулярно проводить министерствам транспорта разных стран, потому что этот вопрос находится в фокусе внимания общественности во всём мире.

В нашей стране обывателей привлекает кажущаяся простота расчётов. Обычно они делят цену контракта, объявленную по итогам торгов, на протяжённость участка и сообщают очередную рекордную цифру. Как правило, утверждается, что наши цены превосходят европейские в 2,6 раза, американские — в 3 раза, а китайские — более чем в 7 раз.

И вот здесь начинается самое интересное, потому что на стоимость каждой отдельно взятой дороги влияет огромное количество разных факторов. Одно только прохождение трассы в густонаселённой местности может привести к многократному удорожанию строительных работ. Взять, например, московские, подмосковные и питерские дороги. Они конечно же обойдутся намного дороже, чем магистрали в других регионах страны.

Также надо помнить, что в нашей стране в смету строительства включаются затраты на перекладку коммуникаций, снос близлежащих построек, выплату компенсаций гражданам и владельцам недвижимости, а цены на неё по стране тоже разные. В строительную смету нужно заложить затраты на преодоление негативных природных явлений. На Северо-Западе строители сталкиваются с подвижным грунтом, в Сибири и на Дальнем Востоке — вечная мерзлота, на Кавказе — высока опасность оползней.

На величину расходов влияют российские климатические условия. У нас низкие и частые перепады температуры, во многих регионах много осадков — снега и дождя. Поскольку всё это в конечном итоге влияет на дорожное покрытие, строителям приходится тратиться на повышение прочности магистралей, и ещё много денег уходит на доставку строительных материалов. Бензин стоит недёшево, в некоторых регионах, например, нет собственных карьеров с песком и щебнем и везти их приходится издалека.

Совсем в других условиях работают европейские и американские дорожные строители. Затраты на подготовку территории — выкуп земли, снос зданий, перенос инженерных коммуникаций — и выплату различных компенсаций в смету у них не входят. В США, например, финансирование из дорожного фонда выделяется только в том случае, если штат за счёт собственного бюджета проведёт проектно-изыскательские работы и решит все вопросы с владельцами недвижимости и коммуникаций, которые попадают в зону строительства. Естественно, затраты на строительство той или иной дороги в США тоже разные.

Так что однозначно оценивать стоимость строительства одного километра автомобильной дороги в любой стране мира очень сложно, потому что единой методики оценки затрат, которая бы подходила сразу для всех стран мира, не существует. Об этом, кстати, хорошо известно за рубежом. Даже в единой Европе, где, казалось бы, можно было унифицировать систему дорожного строительства, каждая страна вносит свои коррективы в зависимости от природно-климатических условий.

«В США, странах Европы и Азии отсутствует единая методика расчётов стоимости строительства автомобильных дорог, и сравнивать показатели российских трасс, немецких автобанов и американских хайвеев невозможно, так как в отчётных документах дорожников закладываются разные составляющие сметы», — подчеркнул руководитель Росавтодора Роман Старовойт.

Завышение стоимости строительства российских дорог в 2-3 раза по сравнению с Европой и США — это миф. Сравнивать стоимость километра двух трасс так же некорректно, как сравнивать время преодоления автомобилем одинакового расстояния на гоночном треке и по бездорожью. Нельзя не учитывать «естественные помехи», выдавая некий показатель за общую картину.

только факты

59 миллионов рублей составляет средняя стоимость одного километра дороги в России. Расчёт произведён исходя из одного километра однополосной дороги, без учёта НДС.До 30 процентов от стоимости дорожных работ в России могут занимать затраты на выкуп земель, ликвидацию строений и компенсации жителям снесённых домов в зоне строительства.На 5 — 7 процентов увеличивает стоимость строительства дорог необходимость работы при отрицательных температурах. Данный фактор влияет на большинство российских регионов, так как 70 процентов территории страны расположено в районах Крайнего Севера или прилегающих к ним (часть из них в условиях вечной мерзлоты).

Нормативно-технические параметры российских дорог

На 26 процентов толщина типовых дорожных одежд в России больше, чем в Финляндии, на 25 — чем в Китае, и от 6 до 50 процентов — чем в Германии. Благодаря большей толщине нижних слоев основания в российских проектах обеспечивается устойчивость к морозам и влаге.На 20-25 процентов выше расчётная скорость движения при создании российских дорог первой категории по сравнению с аналогичными трассами в Северной Америке или Азии. Более высокие технические требования усложняют геометрию прохождения автомобильных маршрутов, что неизменно приводит к увеличению затрат дорожников.На 7-14 процентов больше ширина полосы для движения автомобилей на российских трассах — 3,75 м, в то время как в Америке этот показатель может достигать и 3,3 метра. В два раза увеличивают ширину российских автомагистралей разделительные полосы. В нашей стране они составляют 5-6 метров, за рубежом 3 метра. Кроме того, в России более широкие обочины, которые превышают показатели зарубежных аналогов от 12 до 40 процентов.

А как у них

На территории США, в странах Европы и Азии отсутствует единая методика расчётов стоимости строительства автомобильных дорог. В отчётных документах дорожников закладываются разные сметы.По итогам 2014 года средняя стоимость дорог в России в 1,5-2,5 раза меньше, чем в США, Германии и Канаде. Средняя стоимость 1 километра однополосной дороги в США по итогам прошлого сезона составила 127 миллионов рублей, в Канаде — 163 миллиона, в Германии — 81 миллион.В Америке и Германии существует тенденция к удорожанию дорожных проектов, в то время как стоимость одного километра однополосной дороги в России в 60 процентах случаев не превышает 60 миллионов рублей, в 37 процентах — варьируется от 60 до 120 миллионов рублей и только в 3 процентах отечественных проектов превышает 120 миллионов рублей.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 623
Правда за нами