Километр километру рознь
Трасса
Откуда берутся мифы о дороговизне отечественного дорожного строительства
Расходы государства на строительство дорог — вопрос, к которому всегда приковано внимание российского общества. Деньги на это выделяются большие, и поскольку у каждого автомобилиста к дорогам свои требования, то оценка их качества стала делом сугубо субъективным. В результате эта тема стала предметом ожесточённых блогерских дискуссий, а мнение о запредельной стоимости дорог в России получило широкое распространение. Однако научное сравнение стоимости дорог в нашей стране и за рубежом, проведённое экспертами Высшей школы экономики, позволило развеять этот миф.
На самом деле точно такую же работу с обоснованием средней стоимости строительства и реконструкции одного километра автодорог приходится регулярно проводить министерствам транспорта разных стран, потому что этот вопрос находится в фокусе внимания общественности во всём мире.В нашей стране обывателей привлекает кажущаяся простота расчётов. Обычно они делят цену контракта, объявленную по итогам торгов, на протяжённость участка и сообщают очередную рекордную цифру. Как правило, утверждается, что наши цены превосходят европейские в 2,6 раза, американские — в 3 раза, а китайские — более чем в 7 раз.
И вот здесь начинается самое интересное, потому что на стоимость каждой отдельно взятой дороги влияет огромное количество разных факторов. Одно только прохождение трассы в густонаселённой местности может привести к многократному удорожанию строительных работ. Взять, например, московские, подмосковные и питерские дороги. Они конечно же обойдутся намного дороже, чем магистрали в других регионах страны.
Также надо помнить, что в нашей стране в смету строительства включаются затраты на перекладку коммуникаций, снос близлежащих построек, выплату компенсаций гражданам и владельцам недвижимости, а цены на неё по стране тоже разные. В строительную смету нужно заложить затраты на преодоление негативных природных явлений. На Северо-Западе строители сталкиваются с подвижным грунтом, в Сибири и на Дальнем Востоке — вечная мерзлота, на Кавказе — высока опасность оползней.
На величину расходов влияют российские климатические условия. У нас низкие и частые перепады температуры, во многих регионах много осадков — снега и дождя. Поскольку всё это в конечном итоге влияет на дорожное покрытие, строителям приходится тратиться на повышение прочности магистралей, и ещё много денег уходит на доставку строительных материалов. Бензин стоит недёшево, в некоторых регионах, например, нет собственных карьеров с песком и щебнем и везти их приходится издалека.
Совсем в других условиях работают европейские и американские дорожные строители. Затраты на подготовку территории — выкуп земли, снос зданий, перенос инженерных коммуникаций — и выплату различных компенсаций в смету у них не входят. В США, например, финансирование из дорожного фонда выделяется только в том случае, если штат за счёт собственного бюджета проведёт проектно-изыскательские работы и решит все вопросы с владельцами недвижимости и коммуникаций, которые попадают в зону строительства. Естественно, затраты на строительство той или иной дороги в США тоже разные.
Так что однозначно оценивать стоимость строительства одного километра автомобильной дороги в любой стране мира очень сложно, потому что единой методики оценки затрат, которая бы подходила сразу для всех стран мира, не существует. Об этом, кстати, хорошо известно за рубежом. Даже в единой Европе, где, казалось бы, можно было унифицировать систему дорожного строительства, каждая страна вносит свои коррективы в зависимости от природно-климатических условий.
«В США, странах Европы и Азии отсутствует единая методика расчётов стоимости строительства автомобильных дорог, и сравнивать показатели российских трасс, немецких автобанов и американских хайвеев невозможно, так как в отчётных документах дорожников закладываются разные составляющие сметы», — подчеркнул руководитель Росавтодора Роман Старовойт.
Завышение стоимости строительства российских дорог в 2-3 раза по сравнению с Европой и США — это миф. Сравнивать стоимость километра двух трасс так же некорректно, как сравнивать время преодоления автомобилем одинакового расстояния на гоночном треке и по бездорожью. Нельзя не учитывать «естественные помехи», выдавая некий показатель за общую картину.