Кто ворует деньги с мобильных телефонов?
Неделя Федерального собрания
Только положил триста рублей на мобильный телефон, а баланс уже близок к нулю. Знакомая ситуация? Абоненты сотовой связи всё чаще стали замечать, что с их сим-карт испаряются деньги. В Комитете Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи решили разобраться в проблеме: что это - техническая ошибка или новый вид мошенничества?
- К нам стали поступать жалобы от граждан, которые не понимают, за какие именно услуги с них взимаются деньги, поэтому мы пригласили к дискуссии представителей отраслевых ассоциаций, правоохранительных органов и операторов мобильной связи, - так начал заседание председатель комитета Леонид Левин. По его мнению, проблему надо решать, пока она не стала столь же масштабной, как в своё время смс-мошенничество.Как рассказал директор Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» Сергей Гребенников, сейчас на абонентов обрушилась новая напасть - подписка в один клик. Пользователь мобильного Интернета заходит с помощью смартфона на какой-либо сайт и неожиданно для себя становится его постоянным читателем. Стоимость такой «подписки» - 20-30 рублей в сутки. Причём человек может больше никогда не заходить на этот интернет-ресурс, но деньги всё равно будут сниматься с его мобильного счёта. Как же получается, что номер телефона мгновенно идентифицируется?
Операторы уверяют, что это не является услугой связи и вопрос не к ним, а к владельцам ресурсов, но как их найти? И от кого потребовать прекратить снимать деньги? Слушая разъяснения экспертов, я вдруг обнаружила, что уже в течение месяца являюсь подписчиком сразу трёх сайтов. Время от времени мне приходят смс с неизвестного короткого номера о возобновлении какой-то подписки. Я судорожно стала отказываться от услуги, сделать это оказалось непросто. Мне понадобилось отправить 7 (!) запросов, набирая различные комбинации цифр.
Сергей Гребенников обратил внимание и на навязанные услуги операторов, которые сначала предлагаются как бесплатные, например, услуга «кто звонил?» или «мелодия вместо гудка», а потом становятся платными. Момент этот отследить сложно.
«Опять будут снимать стружку с операторов», - посетовал директор по связям с госорганами ОАО «ВымпелКом» Сергей Мальянов. И предложил уделить большее внимание воспитанию цифровой грамотности у населения, сообщив, что он и сам по невнимательности подписался на какую-то дополнительную услугу и заплатил три тысячи рублей.
Это замечание возмутило первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрея Туманова: «Мы будем воспитывать пожилых людей, пенсионеров, которые и смс-то не отправляют? Так получается?»
Директор по правовым вопросам и GR ОАО «МегаФон» Анна Серебряникова уверила, что операторы дорожат своей репутацией и отнюдь не заинтересованы в том, чтобы тайно списывать средства со счетов абонентов. Генеральный директор LiveInternet Герман Клименко поинтересовался: за что всё-таки компания взяла с него триста рублей? Представитель «МегаФона» тут же пообещала, что деньги будут возвращены.
Эксперты Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» предлагают использовать зарубежный опыт, например Великобритании. Там чтобы подключить какую-либо дополнительную услугу, нужно лично прийти в офис мобильного оператора. А в Нидерландах сотовый оператор обязан отправить абоненту уведомительное сообщение о том, что его пытаются подключить к платному контенту какого-либо сайта.
- У нас в стране 250 миллионов активных сим-карт. Средний «перерасход» на дополнительные сервисы и подписки составляет порядка 300 рублей с каждой, - подсчитал Сергей Гребенников, - значит, потенциальный доход от этих услуг может доходить до 75 миллиардов рублей.
Вот она, цена «технической ошибки».