Грузоперевозчики компенсируют ущерб дорогам
Наша тема | Встречная полоса
Федеральное дорожное агентство в ноябре планирует запустить систему взимания платы с грузовиков с разрешённой максимальной массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Проект будет реализован по схеме контракта жизненного цикла, предусматривающего обязательства концессионера по созданию Системы взимания платы за счет собственного и заемного финансирования с ее последующим содержанием и эксплуатацией. Для его финансирования АО «Газпромбанк» открыло кредитную линию на сумму 27 миллиардов рублей. На днях было подписано соответствующее соглашение.
Проект был разработан Минтрансом и Росавтодором для привлечения внебюджетных источников финансирования в развитие дорожной сети. В его основе лежит принцип «пользователь платит», который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах. По статистике, один «12-тонник» наносит дороге такой же ущерб, как 50 тысяч легковых машин. Чтобы компенсировать расходы на содержание и ремонт магистралей, во многих европейских странах была разработана специальная система взимания платы с владельцев фур. Теперь она появится и в России. В подписанном соглашении говорится, что «РТ-Инвест Транспортные системы» создаст систему за счёт собственного и заёмного финансирования и будет отвечать за её последующее содержание и эксплуатацию.
Тариф за проезд «12-тонников» составит 3,5 рубля за один километр. Полученные деньги будут направляться в Федеральный дорожный фонд. Контроль за сбором средств будет осуществляться с помощью систем стационарного и мобильного контроля. Собранные деньги будут направлены на ремонт и содержание не только федеральной, но и региональной сети дорог, особенно остро страдающей от недостатка финансирования.
«В непростой экономической ситуации мы смогли найти финансового партнёра и продолжить создание такого крупного инфраструктурного проекта, — подчеркнул руководитель Росавтодора Роман Старовойт. — Сегодня у нас есть всё для того, чтобы система взимания платы заработала в установленный срок — в ноябре 2015 года. Увеличение поступлений в дорожный фонд за счёт вводимой платы за проезд обеспечит дополнительные инвестиции на ремонт и реконструкцию дорог».
Сейчас проектирование самой системы завершено, определены требования к оборудованию и программному обеспечению. Уже известно, в каком месте поставят стационарные рамки контроля, для них уже даже подготовлены земельные участки. Обо всём этом после подписания соглашения рассказал Александр Советников, генеральный директор компании «РТ-Инвест Транспортные системы».
Большую часть денег на проект выделяет Газпромбанк. Он профинансирует капитальные и операционные затраты на всех этапах — от создания до последующей модернизации системы. Общий объём кредитной линии составит 27 миллиардов рублей. Кредитная ставка будет меняться в зависимости от рыночных условий и с учётом существующих программ поддержки от государства. Средствами можно будет пользоваться в течение двенадцати лет до окончания срока действия концессионного соглашения.
Основные принципы работы системы взимания платы:
оплата за фактически пройденное расстояние
безостановочное взимание платы. Исключается человеческий фактор
использование глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS