Весеннее половодье цен
Наша тема: В сетях торговли
Без государственного регулирования его не обуздать
В конце февраля Минэкономразвития обнародовало очередной прогноз по инфляции в нынешнем году. Согласно ему, по итогам первого квартала уровень годовой инфляции «подтянется» уже к 17 процентам. И в этот прогноз, к сожалению, очень даже верится. Во всяком случае, уже в первых числах марта было объявлено, что годовая инфляция в России выросла до 16,2 процента. Значит, до конца месяца планки в 17 процентов достигнем наверняка. Словом, если в природе после относительно тёплой и малоснежной зимы весеннего половодья, может быть, и удастся избежать, то в экономике половодье цен разливается в полную силу.
«Импортным» становится всё
Если речь идёт об импортных продуктах, то здесь, в общем-то, всё понятно. Ещё в прошлом году, через два месяца после введения Россией антисанкций в отношении некоторых видов продовольствия, министр финансов Антон Силуанов заявлял, что резкое — осеннее — повышение цен на продукты как раз и стало следствием этой меры. А впереди было катастрофическое декабрьское падение рубля, повлекшее ещё большее удорожание импорта.
Поэтому, скажем, рост цен на кофе, который импортируется на 100 процентов, никого не удивляет. Но почему постоянно дорожает отечественное продовольствие? Почему бьют антирекорды по росту цен сахарный песок и куриные яйца? А куриное мясо, которое, как нас бодро уверяют чиновники, давно уже в большинстве своём отечественное? Или в момент попадания на прилавок все эти продукты каким-то загадочным образом превращаются в импортные?
Ларчик открывался просто
На самом деле ничего загадочного нет — всё предельно просто. В нашей стране продолжают в полную силу действовать два абсолютно деструктивных фактора: отсутствие государственного регулирования экономических процессов и, напротив, присутствие сформировавшегося ещё в начале приснопамятных 90-х годов многочисленного паразитирующего слоя посредников. Иными словами, сегодня производитель в подавляющем большинстве случаев вынужден продавать свою продукцию через различных оптовых посредников, причём на пути к магазину или рынку их может быть целая цепочка. Ясно, какой будет при этом итоговая цена, которую и приходится платить потребителям.
Возьмём уже упоминавшийся и один из наиболее значимых в повседневном потреблении продуктов — куриные яйца. По данным, приводимым генеральным директором Российского птицеводческого союза Галиной Бобылёвой, цена десятка яиц на пути от производителя до магазина увеличивается вдвое. В столице, скажем, это «путь» в среднем от 40-50 до 80-100 рублей. Таких 100-процентных накруток не знает ни одна экономика мира!
Конечно, там, где удаётся избегать «услуг» посредников, картина иная. К примеру, по официальным данным министра потребительского рынка и услуг Московской области Владимира Посаженникова, на подмосковных ярмарках цены по сравнению с обычными магазинами становятся не просто меньше, а порой снижаются вдвое. Однако далеко не каждый житель крупного города (тем более столицы с её дистанциями огромного размера) доберётся до ярмарки и не предпочтёт привычный ближайший рынок. А на нём уже товары — в отличие от ярмарок — прошли через многочисленные посреднические руки. Вот и выходит, что одними ярмарками проблему не решить — нужен новый государственный подход к проблеме ценообразования, который охватил бы всю систему розничной торговли.
Так есть государство или нет?
В странах Евросоюза, например, продукцию фермеров практически на 100 процентов реализуют специальные кооперативы, решающие весь комплекс вопросов — от расчётов с производителем до скорейшей доставки продуктов потребителям. Посредников — в самой что ни на есть рыночной экономике — попросту нет! Естественно, что в этом случае и наценка оказывается минимальной. Мы уже не говорим о такой знаменитой мере госрегулирования и в США, и в ЕС, и в Японии, как компенсирование большей части затрат сельхозпроизводителям, что также влияет на конечную цену продукта. У нас же до последнего времени вообще чуть ли не единственным государственным органом, занимающимся контролем за ценами, была Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но ведь ФАС — это, по сути, аналог «экономической полиции» (или, как вариант, «пожарной команды»), но никак не орган управления экономикой. Для управления нужны совершенно другие структуры и, главное, подходы.
Вот недавно президент Владимир Путин подписал законы, ужесточающие государственное регулирование цен на лекарства и дорогие медицинские изделия. Мера абсолютно необходимая и давно назревшая, но достаточная ли? На фоне постоянно звучащих из уст самых высокопоставленных чиновников заверений в верности «рыночным принципам» такие законы сегодня выглядят скорее как исключение из общих правил. А надо, чтобы они стали дополнением к общей системе государственного регулирования в России.
Похожим исключением выглядит и недавнее решение Ассоциации компаний розничной торговли заморозить цены на социально значимые товары на два месяца. Это — сродни попытке вылечить глубокую рану с помощью одной только временной заморозки, действие которой скоро закончится, и рана будет кровоточить ещё сильнее. Точно так же и цены по истечении указанного срока, если ничего больше не делать, неизбежно полезут вверх. И как тогда прикажете поступать? Ещё раз «временно замораживать»?
Поэтому необходимо решительно отбросить давно провалившиеся либеральные рецепты «невмешательства государства» в экономику и хотя бы творчески взглянуть на то, как в тех же развитых странах работают целые механизмы, состоящие из десятков мер одновременно и стимулирующего, и карательного, а где надо — то и напрямую указующего характера. Посредством их именно современное государство, а вовсе не «всемогущий рынок» оказывает влияние на розничные цены.
Список социально значимых продуктов, цены на которые может регулировать государство
говядина (кроме бескостного мяса)
свинина (кроме бескостного мяса)
баранина (кроме бескостного мяса)
куры (кроме куриных окорочков)
неразделанная замороженная рыба
молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности
сливочное масло
подсолнечное масло
чай чёрный байховый
мука пшеничная
хлеб ржаной, ржано-пшеничный
хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов
яйца
сахар-песок
соль поваренная пищевая
рис шлифованный
пшено
крупа гречневая — ядрица
вермишель
картофель
капуста белокочанная
морковь
лук репчатый
яблоки
Мнения
Николай Власенко
член Комитета Совета Федерации по экономической политике:
- Накрутка цен на продукты в размере 300-400 процентов мне кажется экстраординарным случаем даже для самой торговой сети. В принципе такое вообще невозможно! Скорее всего, это ошибка сотрудников магазина. Почему дорожает наша продукция? Отечественный сельскохозяйственный производитель скажет, что в изготовлении практически любого товара присутствует импортная составляющая. Оборудование, ингредиенты, валютные кредиты. Постоянный рост тарифов естественных монополий также сказывается на цене. В последнее время значительно выросли налоги. То есть все рублёвые компоненты себестоимости тех или иных продуктов увеличились. Любой бизнесмен старается максимизировать прибыль. Поэтому задача государства — создание конкуренции на рынке.
Игорь Руденский
председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:
- Повышение цен на отечественные товары связано прежде всего с большой долей импортного сырья, материалов и комплектующих в их производстве. Россия способна сама производить абсолютно всё и не зависеть от импорта. Однако процесс импортозамещения, как правило, достаточно длительный и связан со сроками окупаемости проектов. С лета 2014 года большая линейка импортных продуктов уже была замещена на отечественные, но для успешного завершения этого процесса нужны инвестиции. Для этого необходимо снизить ключевую ставку ЦБ и устранить административные барьеры, которые мешают развитию бизнеса. Нужно вводить долгосрочные контракты в государственных и муниципальных закупках продовольствия. Также очень важно возродить систему потребительской кооперации и обязать ретейлеров предоставлять до 50 процентов места на полках под продукцию отечественного производства.
Евгений Гонтмахер
заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН:
- С уходом импортной продукции конкурент для российских продавцов исчез, и отечественные товары логично подорожали. Таковы законы рынка. Это первая причина. Вторая — себестоимость наших товаров всегда была изначально выше по сравнению с импортными, потому что в России неоправданно дорогие топливо, перевозки и электроэнергия. Серьёзная поддержка отечественного производителя со стороны государства отсутствует. Плюс огромное число посредников, которые добавляют к цене товара свой «интерес». В результате чеснок из Китая дешевле, чем выращенный в соседней области. И наконец, третья причина — недобросовестность торговых сетей, которые стремятся увеличить доходы, ловко используя политическую обстановку, и не встречают при этом никакого отпора власти.