День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

Школьникам добавят свободного времени

Социум

12.03.2015 19:27

Минобрнауки опубликовало проект приказа, в котором прописано предельное время, выделенное ученикам на выполнение домашних заданий.

Судя по документу, чиновники уверены: стоит лишь дать такое распоряжение — и школьникам вторых и третьих классов хватит на это полтора часа в день, ученикам четвёртых и пятых классов — двух часов, шестиклассникам, семиклассникам и восьмиклассникам — 2,5 часа. Старшеклассников обяжут справляться с уроками за 3,5 часа.

Инициатива обеспокоила не только педагогов, но и родителей. Откуда появились такие цифры и как министерство планирует конт­ролировать соблюдение подобных нормативов?

…Дневник московской восьмиклассницы Дины О. уже давно наводит тоску на родителей. Пятидневная учебная неделя. 7-8 уроков каждый день. И кипа домашних заданий. Так, к понедельнику (ведь два выходных!) школьнице нужно сделать три упражнения по русскому, выучить параграф по гео­графии, лекцию и стихотворение по литературе, решить три задачи по физике и вызубрить конспект по зарубежной литературе. Ко вторнику — осилить две задачи по химии, подготовиться к пересказу нескольких глав по биологии, решить четыре задачи по алгебре, две — по геометрии, а также ответить на 14 «гео­метрических» вопросов, написать два упражнения по русскому, перевести два текста с английского и подготовиться к словарному диктанту…

- И так — всю неделю. Прихожу с работы и начинаю доделывать за дочь те уроки, что она осилить не смогла, — жалуется папа Дины Дмитрий Анатольевич. — Как могу, объясняю материал. В итоге до 11 вечера за учебниками сидим. И думаете, я один такой? Ничего подобного! Почти каждый вечер жена обзванивает родителей её одноклассников. Обсуждают, кто чем ребёнку уже помог, дают друг другу советы, как решать те или иные задачи. Спокойно живут только те, кто махнул рукой и нанял репетиторов по трём-четырём предметам.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Виктор Шудегов подсчитал: если рабочая неделя взрослого человека составляет 40 часов, то у учеников с учётом домашних заданий — по 70-90 часов. Из-за подобного ритма страдает здоровье школьников: к 16 годам у 90 процентов из них медики обнаруживают различные патологии, в том числе близорукость, нервные расстройства, сколиоз.

- Но, на мой взгляд, попытка Мин­обрнауки ввести хронометраж — в данном случае передёргивание и желание пойти по пути наименьшего сопротивления, — считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Владимир Бурматов. По словам депутата, чрезмерный объём заданий, который даётся ученикам на дом в последнее время, говорит о том, что учитель стал перекладывать на родителей обязанность объяснять детям тот материал, который учителя не успели дать во время урока. И Министерству образования пора серьёзно заняться повышением квалификации педагогов, а не принудительно устанавливать время, в течение которого школьники должны сделать уроки.

С тем, что систему преподавания в школах необходимо срочно корректировать, согласны и многие учителя. Нормы, указанные в проекте приказа Минобрнауки, просто дублируют цифры из СанПиНов, которые существуют более 40 лет, напоминают они. Другое дело, что все дети индивидуальны, так что эти показатели и раньше не всегда соблюдались. Добиться же их выполнения сейчас будет ещё сложнее.

- С советских времён образовательный процесс в нашей стране базировался на принципе «запомнить и воспроизвести». То есть задача педагога состояла в том, чтобы передать ученикам некие знания, которые те должны вызубрить и, не исключено, бездумно пересказать. Новые образовательные стандарты, утверждённые в 2010 году, ввели так называемый компетентный подход. Согласно ему, педагог должен не заставлять учеников зубрить материал, а учить их самостоятельно докапываться до сути проблемы, искать свой способ решения той или иной задачи, — рассказал «Парламентской газете» директор гимназии №1811 «Восточное Измайлово», заслуженный учитель России Александр Рывкин. — Однако пока далеко не все учителя умеют строить образовательный процесс по-новому. Даже выпускников педвузов 2000-х годов научить этому не успели. О тех, кто получил диплом педагога раньше, я даже не говорю.

Ещё один вопрос, волнующий эксперта, — как именно Минобрнауки намерено контролировать «свои» нормативы.

- Логичный вариант — возложить на классных руководителей обязанность собирать такую информацию. Но педагоги и так перегружены бумажной работой — им нужно составлять огромное количество отчётов, так скоро и учить детей некогда будет, — убеждён Александр Рывкин.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 461