Думским комитетам прибавили полномочий
Неделя Федерального Собрания
Казалось бы, какое отношение имеет Регламент Государственной Думы, определяющий её внутренний распорядок, к жизни обычного гражданина-избирателя? На самом деле самое прямое и непосредственное. Дискуссионная на протяжении целого ряда лет тема качества государственных программ, в том числе федеральных целевых программ, усиления парламентского и общественного контроля за их исполнением и расширение представительных функций парламента получила выражение в принятых на прошлой неделе поправках в этот документ. О том, что получат граждане страны от этих поправок, рассказывает председатель думского Комитета по Регламенту и организации работы палаты Сергей Попов.
- Результатом принятых поправок должны стать улучшение качества законопроектов, усиление контроля парламента над исполнением законов и государственных программ, усиление контрольной функции Счётной палаты. То есть в итоге — более рациональное использование общественных ресурсов, более качественная правовая среда.
Здесь три принципиальных момента. Государственная Дума повышает свою роль с точки зрения парламентского контроля не только за исполнением законодательных актов, но и за теми нормативными документами, которые выпускаются в свете тех или иных законов. Мы прописали ранее эти положения в Законе «О парламентском контроле» и теперь внесли соответствующие механизмы в Регламент палаты.
Второй момент, и он принципиально важен, это чтобы помимо парламентского контроля дать возможность более активно работать Счётной палате по всем позициям. Но главное — по тем федеральным целевым программам, которые принимает Правительство и которые затрагивают самые насущные проблемы российских граждан, улучшение их условий жизни и бытия.
От того как федеральные программы готовятся, от того как они проходят согласование в Государственной Думе, от всесторонности их обсуждения зависит их качество и эффект от затрачиваемых на них средств. Подготовку и контроль хода реализации госпрограмм очень важно было поместить в некую единую систему координат. Принятые изменения в Регламент позволяют синхронизировать изменения в двух законах — «О Счётной палате РФ» и «О парламентском контроле».
Вместе с тем мы повышаем роль структурных подразделений палаты — Совета Государственной Думы и профильных комитетов. Сегодня, в достаточно сложных экономических условиях, это очень важно. Мы дали профильным комитетам дополнительные рычаги.
Поправки Елены Мизулиной как раз состояли в том, что ко второму чтению профильный комитет, даже не являясь ответственным за законопроект, должен иметь возможность выразить свою позицию и предложить свою точку зрения. Тем самым мы «скрепляем» законодательное пространство и сокращаем возможность ошибок.
Одновременно поправками в Регламент мы усиливаем и взаимодействие палат Федерального Собрания, так как целый ряд поступивших из Правительства документов, включая проекты основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, Дума обязана теперь направлять в Совет Федерации.