Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Юрий Поляков: На ниве культуры народ зарабатывает себе Вечность

2015 — год литературы

19.02.2015 15:10

Для чего стране нужен Год литературы? Об этом писатель, поэт, драматург Юрий Поляков рассказал нашему обозревателю.

- 2015-й объявили Годом литературы, рядом война, у нас экономические проблемы, такой год действительно нужен сегодня?

- Я думаю, это замысел государственный и не случайно инициатором и главным организатором был Совет Федерации, Валентина Матвиенко. Смысл в том, чтобы подстегнуть развитие культуры, поднять интеллектуальный, духовно-нравственный потенциал общества. Прошёл Год культуры, а следом логично посвятить последующие года другим главным видам искусства: театру, кино, изобразительному искусству, музыке…

- Есть мнение, что такими вот годами мы пытаемся спасти страну от духовной деградации, которая тихо подступает всё ближе и ближе, вам так не кажется?

- Культурно-духовная энтропия — это общемировой процесс, и не только у нас. В США четверть населения неграмотна. Тут дело в другом. Я спорил с Никитой Михалковым по этому поводу на заседании, посвящённом Году культуры. Он стал иронизировать: мол, культурой надо заниматься не год, а всегда. Кто ж спорит? Но менталитет нашего народа, живущего на евразийском пространстве, мобилизационный по своей природе. Это связано с циклами нашей производственной деятельности, с коротким летом, с лютыми морозами, у нас одна треть территории лежит в зоне вечной мерзлоты. Авральная психология. Мы действительно способны собраться и за краткий отрезок времени сделать многое, в том числе и то, до чего не доходили руки. И в минувший Год культуры было сделано много нужного.

- Много, но не всё. Закон о культуре, например, не принят.

- Не принят. Зато разработана государственная культурная концепция. Отказались наконец от бредового понимания культуры как системы «оказания культурных услуг». Почему бы тогда не считать Кремль «комбинатом политических услуг»? Затвердили ключевую роль культуры в развитии общества. Уже немало. Со времён «гайдарономики» полагали, что всё зависит от финансов. Да, законы не приняты. В том числе и закон о творческой деятельности и творческих объединениях. Увы, с правовой точки зрения Союз писателей для государства так и остался чем-то вроде общества любителей морских свинок. А ведь мы уже лет восемь назад передали президенту комплект документов по этой важнейшей теме. И что? Не решены и другие задачи. Например, выступая на открытии Года культуры, я обратил внимание собравшихся на то, что у нас в половине театров вообще не идут современные отечественные пьесы: «Давайте предложим каждому театру в течение года выпустить на сцену пьесу современного автора!» Поддержали аплодисментами. И что? Сходите в московский Академический театр имени Вахтангова — узнаете!

- Это грустно. И кажется, что совсем немного на такую огромную страну ярких, молодых авторов. Или появляются, но мы не узнаём о них?

- Нет, у нас есть талантливые авторы. Но как вы думаете, к какому министерству относятся писатели и книгоиздательский процесс? Правильно, к Министерству связи, к агентству «Рос­печать». Почему? Разве писатели почтальоны? Вот вопиющий пример. Все знают: мы живём в большой многонациональной стране, где от того, насколько дружны народы, во многом зависит наша общая судьба, особенно в нынешней геополитической ситуации. Национальные писатели имеют огромное влияние на свои социумы. Гамзатов, Кулиев, Тукай, Кугультинов, Карим — это символы целых национальных миров. И что? На открытии Года литературы во МХТ имени Чехова не прозвучало ни одной строчки национальных писателей России, не было названо ни одного имени. А теперь представьте себе, что скажут якутские, татарские писатели? «Зачем нам такая Федерация, если про нас в Москве даже не вспоминают?» А ведь чем меньше народ, тем большее значение для его сохранения имеет родной язык. Как могло случиться такое? Это же свидетельство вредоносной профнепригодности чиновников!

- Литература — это всегда отражение жизни. Значит, такое отношение в обществе.

- Вообще-то сегодня государство в целом старается опираться на традиционные ценности, но иные чиновники продолжают донашивать кожанки образца 91-го года и старательно за казённый счёт поддерживают нигилистическую ветвь отечественной литературы в ущерб традиционному направлению. С этой точки зрения молодому автору выгоднее быть либералом болотного розлива — сразу заметят и поддержат.

- Вам кажется это принципиальным? Литература должна выполнять политические задачи?

- У литературы много функций и уровней. Она и сама по себе как вид эстетической деятельности, есть у неё другие функции — воспитательная, социальная и политическая, конечно. В 90-е ельцинская команда активно финансировала писателей, которые буквально «в порошок стирали» советскую литературу, чтобы разрушить прежнюю систему «до основанья». Одни стирали остатки великой литературы, другие уничтожали наш ядерный щит. Делали одно дело. Вот нам теперь американцы и хамят, как им захочется. Казалось, сегодня государству выгоднее поддерживать социально ответственных писателей… Но гладко на бумаге, а дальше начинаются овраги и болото. А премии дают за книги, которые стыдно читать.

- Невозможно сделать премии более или менее объективными?

- Я советовал «Большой книге» периодически менять экспертов и модераторов, говорил: «Пригласите критика из Сибири или с Урала — и вы увидите другую литературу». По барабану. Сейчас вся литературная общественность требует от Рос­печати сообщить, кому выделены гранты в рамках Года литературы. Молчат. Хотя по закону обязаны. Вот в таком режиме писательское сообщество и существует много лет, требуя, чтобы нас вернули в лоно Министерства культуры.

- Тогда это одна из основных задач Года литературы?

- В общем, да. Мы хотим вернуться в профессиональную среду. Ведь странная ситуация. Это как если бы минсельхозом руководил эстрадный певец: он хороший человек, он поёт, но аграрий всё-таки лучше.

- Книжные магазины и библиотеки, какой в них смысл, нужно ли вкладывать в это деньги, если в основном читатели в Интернете?

- Книжные магазины и библиотеки надо превращать в читательские клубы, как это происходит во многих странах. Литературные кафе. К книжным магазинам нельзя относиться как к обычной торговой точке. Сегодня по налогообложению дом книги мало чем отличается от винного магазина. Разве так прививают любовь к чтению! У нас в стране осталось… всего тысяча книжных магазинов, это чуть ли не на порядок меньше, чем в той же Франции. Несколько лет назад в знаменитом и единственном на всю Москву магазине «Поэзия» на Суворовской площади открылся магазин «Мир унитазов».

- Во многом ситуация с культурой в стране наводит многих на мысли, что государству выгодна деградация общества, которое не читает, только телевизор смотрит. Легче управлять.

- Это иллюзия. Технологический рывок, модернизация без читающего и думающего народа невозможны. Кремль это понимает, Путин постоянно говорит об этом на заседаниях Совета по культуре. После моего эмоционального выступления президент дал команду возродить эталонное издательство «Художественная литература». Не его вина, что эталонным, как прежде, оно так и не стало. Но на уровне среднего звена важность приобщения к книжной культуре явно недооценивают. Так, директора Московского дома книги Наде­жду Михайлову даже не ввели в оргкомитет Года литературы. Она всё-таки пришла на заседание и остро выступила перед начальством, рассказав про эпидемию закрытия книжных магазинов. На следующее заседание её просто не пустили, сказав, что она не прошла контроль ФСБ. Увы, в сфере культуры осталось много людей, которые пришли на государственную службу из бизнеса. Они не понимают, что культурная политика и вышибание бабок любой ценой — разные вещи. Как только становится ясно, что тут особо не срубишь, не заработаешь, они сразу скучнеют. Да, культура — дело затратное, но именно на ниве культуры народ зарабатывает себе Вечность.

досье

Юрий Михайлович Поляков родился в 1954 году в Москве. Окончил Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской, после службы в армии работал учителем русского языка и литературы. Главный редактор «Литературной газеты». Автор произведений: «ЧП районного масштаба», «Сто дней до приказа», «Апофигей» и других.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 502