Все о пенсиях в России

11:46Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Программа Правительства носит скорее пожарный характер

Первая полоса

05.02.2015 20:05

На этой неделе президент одобрил антикризисный план Правительства. Однако дискуссии с участием парламентариев и экспертов вокруг предлагаемых мер начались ещё задолго до этого.

«Правительственный план не отвечает на главный вопрос: с чем мы сегодня боремся? Там нет ни слова о том, что наша экономика попала в системный кризис, который был очевиден ещё за год до этого», — считает эксперт Института современного развития Никита Масленников. С этим согласен и возглавлявший последнее правительство СССР, ныне сенатор Николай Рыжков: «Мы слышим, что экономические проблемы возникли из-за санкций, но наша экономика начала падать в 2012 году. Уже в то время весь мир почувствовал, что в России началась стагнация. Ответа, почему так произошло, правительственный план не даёт». То, что правительственный план нуждается в доработке с привлечением уже более широкого круга экспертов, замечает и глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Надо выработать алгоритм по доработке того плана, который представлен. А главная сложность, которая сегодня существует, — непредсказуемость развития ситуации», — считает он.

В чём же состоит на сегодняшний день план Правительства?

Антикризисный план содержит меры, направленные на поддержку таких важнейших секторов экономики, как банковский сектор, импортозамещающие отрасли промышленности, агрокомплекс, средний и малый бизнес.

Вместе с тем очевидно и другое — представленная Правительством программа нацелена на решение близлежащих задач и никак не может подменять собой антикризисные меры, в которых будут предусмотрены дорожные карты развития отечественной экономики на перспективу.

Чтобы план Правительства стал по-настоящему системным документом, обеспечивающим выход нашей экономики из кризиса в обновлённом и структурно преобразованном виде, необходима консолидация усилий исполнительной и законодательной власти, подчеркнул президент. Здесь уместно вспомнить о недавно принятом Законе «О парламентском конт­роле», который расширяет полномочия законодателей в перераспределении бюджетных средств. Правительство уже объявило о том, что откорректированный бюджет будет внесён в Госдуму в начале весны. Однако контроль за расходами государственной казны — лишь часть работы парламентариев над выполнением антикризисной программы. Не менее важен мониторинг процесса.

О направлениях, по которым должна идти совместная работа над антикризисной программой, говорили участники «круглого стола» в пресс-центре «Парламентской газеты».

Курс доллара снизил потребительские возможности граждан, но повысил конкурентоспособность отдельных отечественных товаров, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв. «Поэтому, — полагает он, — совершенно логична поддержка высокотехнологической промышленности, в частности ВПК. Оборонка показывает устойчивый рост последние годы». К недостаткам плана депутат относит отсутствие реперных точек, которые можно измерить и впоследствии спросить с ответственных чиновников за выполнение показателей. Он подчеркнул, что потребуется срочно внести изменения в принятые законы, в первую очередь в закон «О промышленной политике».

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров отметил, что экономическая ситуация в стране побуждает всех больше работать. «План Правительства взвешенный, хотя примерно на год запоздалый», — считает он. Адресная поддержка отдельных отраслей и предприятий, по его мнению, — прямой путь к коррупции. Огромную важность, по мнению парламентария, приобретает в нынешних условиях совершенствование судебной системы. «Суды должны защищать права собственников, предпринимателей, инвесторов, вкладчиков. Именно в таком подходе закладываются основы экономики», — заметил сенатор.

Эксперт Института современного развития Никита Масленников видит в предложенном Правительством плане пока лишь набор идей и пожеланий, которые надо оформлять законодательными актами и расчётами. Однако, по его мнению, из плана не видно, как нам в этой ситуации выйти на новую модель экономики, какая структурная перестройка для этого понадобится. Эксперт полагает, что заявленного сокращения госрасходов на десять процентов недостаточно, серьёзная ситуация сложилась в банковском секторе: «Государство поддержит крупные столичные банки, а что будет с региональными, когда они начнут массово схлопываться? Людям тогда просто негде будет получать зарплату».

мнения

Николай Рыжков

член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (c 1985 по 1991 год — председатель Совета Министров СССР):

- Западные санкции, конечно же, ударили по России, но если все дальнейшие решения принимать только под них, то мы совершим очередную ошибку. Дело в том, что либеральная экономическая модель, которая была запущена в начале 90-х годов, себя не оправдала. Теперь мы дошли до дна, и дальше уже не важно, что с санкциями, что без них.

25 лет назад было проще. Мы были самодостаточны, экономика была замкнутой. Она работала на себя, но при этом можно провести некоторые параллели с сегодняшним днём. В 1980 году американцы нанесли серьёзный удар по нефти, и её цена упала до 14 долларов за один баррель. Это отразилось на экономике СССР, но она не зашаталась, потому что большой зависимости от углеводородов не было. Нефти и газа мы мало продавали. Из-за падения цен на нефть страна, конечно же, ощутила нехватку валюты. Стало сложно закупать импортные станки и технологии, но сейчас ситуация иная, потому что нынешний бюджет страны на 52 процента зависит от продажи углеводородного сырья.

В России много говорят об импортозамещении, но об этом надо было думать в тучные годы десять лет назад. Структурная перестройка в экономике быстро не делается. Ещё десять лет назад надо было вкладывать деньги в развитие промышленности, а не покупать американские ценные бумаги под полтора процента годовых.

И всё же я доволен, что руководство страны стало заниматься решением проблем в экономике. К тому же специалисты в стране для этого есть. В нынешней сложной ситуации нужно организовать несколько групп специалистов, которые смогут через 2-3 месяца подготовить программу развития той или иной отрасли экономики.

Андрей Макаров

председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам:

- Правительство представило план первоочередных мер, определило те сектора экономики, которые нуждаются в немедленных мерах поддержки. Это не просто право Правительства, это обязанность Правительства, его полномочия по Конституции как высшего государственного органа исполнительной власти.

Но это лишь первая часть той задачи, которую поставил президент перед Правительством. А вторую часть — встретиться с депутатами Государственной Думы и обсудить параметры плана — мы выполняем сегодня. И тут я хочу процитировать задачу, которая была поставлена президентом: добиться максимальной консолидации на уровне принятия решений исполнительной и законодательной власти. Нам сегодня предстоит решить три основные задачи.

Первое — выработать алгоритм по доработке того плана, который представлен. А здесь очень сложная ситуация, которая постоянно меняется. У нас ещё нет прогноза социально-экономического развития страны. А главная сложность, которая сегодня существует, — непредсказуемость развития ситуации: что придумают наши коллеги за рубежом, мы сегодня не знаем. И следовательно, завтра могут появиться новые вызовы, на которые надо будет немедленно реагировать. Значит, та система, которую мы должны сейчас создать, должна быть максимально гибкой и способной оперативно реагировать на любые изменения ситуации.

Нужно определить порядок совместной работы по подготовке уже полноценной антикризисной программы, которая должна включать в себя, кроме первоначальных необходимых мер, меры по изменению экономической модели, по необходимым структурным реформам и наконец по улучшению качества управления.

Опять же хочу напомнить слова президента, что, решая даже сиюминутные задачи, мы должны не разбрасывать деньги в различные отрасли, а менять структуру экономики. Следовательно, меры, которые сегодня принимаются, должны быть согласованы друг с другом. Для этого необходимо использовать имеющиеся у парламента инструменты. В первую очередь это инструменты бюджетной и налоговой политики, а также инструменты таможенно-тарифного регулирования. Напомню, что в рамках закона о парламентском контроле Правительство обязано предварительно представлять практически все документы законодателям. А мы, в свою очередь, можем предлагать конкретные меры.

Я не хотел бы сейчас оценивать какие-то отдельные мероприятия и планы. Я пониманию ситуацию, в которой готовилась программа. Более того, я думаю, что большинство предложений антикризисного плана абсолютно правильно, но все вопросы, относящиеся к налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политике, должны быть сверены с теми законами, которые нам предстоит принимать.

Правда, есть один пункт плана, с которым я согласиться не могу. Это пункт 13 «Обеспечение возможности корректировки бюджетной росписи в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации о внесении изменений в соответствующие государственные программы», то есть Правительство предлагает разрешить ему без внесения изменения в бюджет просто перераспределять средства бюджетной росписью. Наш комитет будет ставить вопрос об исключении этого пункта. Безусловно, мы дадим Правительству право продлить сроки для решения этих вопросов в госпрограммах, но мы не готовы дать право просто перераспределять это без участия парламента.

В целом же Госдума готова тесно работать с Правительством по реализации предложенного плана, начав эту работу немедленно.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 566