Княжеский пример личного покаяния
1000-летие преставления князя Владимира
Дата памяти о святом, согласно многовековой православной традиции, устанавливается Церковью, как правило, по дню его смерти, а не рождения. И есть в этом логика: смерть знаменует свершившийся итог земной жизни человека, тогда как рождение — лишь её нереализованные перспективы. В год 1000-летия преставления святого князя Владимира, крестителя Руси, «Парламентская газета» открывает цикл Владимирских бесед, в ходе которых законодатели, священнослужители, эксперты попробуют взглянуть на глобальные процессы сегодняшнего дня сквозь призму тысячелетия русской истории, ответить на вопрос — в чём актуальность не только для России, но и для всего современного мира решений, принятых равноапостольным князем более тысячи лет назад?
Сфера политики — надстроечная, базис — сфера ценностей. Об этом заявил патриарх Кирилл в своём историческом выступлении перед депутатами Госдумы 22 января. Именно ценностная переориентация, начавшаяся после Крещения Руси князем Владимиром Святым, легла в основу переворота в сознании народа. Переворота, который эксперты называют не просто историческим, а цивилизационным. О ключевых моментах, сопутствующих Крещению Руси, говорили в пресс-центре «Парламентской газеты» эксперты на открытии цикла Владимирских бесед.
Право пользования и право на заботу
По сей день восприятие христианских ценностей, как фундаментальных, вызывает массу споров и возражений. Одно из них, которое не очень популярно, но от этого не менее значимо — почему такое отвратительное явление, как фашизм, получало наибольшее распространение в странах католических (Германия, Испания, Италия — список можно продолжить), которые должны, по идее, опираться на базис христианских ценностей? Иерей Владимир Соколов, автор ряда книг на духовно-историческую тематику, пояснил, что католицизм отличается от православия пониманием греха, наказания и ответственности человека перед Богом и другими льюдьми.Отец Владимир подчеркнул, что именно мировоззрение, которое формирует духовные смыслы, а не законы политэкономии, определяет то, что происходит в мире. Россия, например, помогала Украине деньгами, газом, а США в это время ломали идеологию, переписывали историю и так далее.
Всё познаётся в сравнении
На версии, по которой князь Владимир крестил Русь огнём и мечом, исследователи истории Древней Руси говорят: нельзя вырывать события из их исторического контекста. Сотрудник Российского института стратегических исследований Денис Мальцев пояснил, что всё познаётся в сравнении. «Например, крещение полабских славян, на территории которых возникла католико-лютеранская Германия, превратилось фактически в геноцид: так, что славян-то, собственно, и не осталось. Князь Владимир действовал иначе: даже подавление язычников Новгорода начали после того, как те разграбили подворье княжеского дядьки Добрыни. Об этом, кстати, неоязычники вспоминать не любят».В тех местах Руси, куда христианство пришло не сразу, долгое время жили по двоеверию. Показательный факт — последнее языческое поселение в России исчезло только в XVII веке! Стоит помнить и ещё об одном важном историческом сюжете, о котором вспоминать сегодня почему-то не принято: христианская вера впервые пришла на Русскую землю задолго до князя Владимира — при нём она уже стала основой объединения народов и, соответственно, государственности. А до него во Христа уверовали Аскольд и Дир, но князь Олег, пришедший им на смену, был убеждённым язычником. Княгиня Ольга, бабушка Владимира, была христианкой, и часть её дружины также приняла крещение, но уже её сын Святослав опять возвращает на Русь язычество.
И только при Владимире христианство пришло на нашу землю всерьёз и надолго. Почему?
История должна стать священной
Депутат Государственной Думы Сергей Попов, много лет возглавляющий Межпарламентскую ассамблею православия, объясняет это просто: Владимир, «во Христа» крестившийся, показал пример личного преображения. Летопись свидетельствует: незадолго до крещения князь ослеп, но зрение вернулось к нему тотчас, как он вышел из крещальных вод Днепра. О том, какое впечатление это произвело на военачальника, имя которого наводило ужас даже на города Византии, можно судить опять же по летописным фактам. Князь приказал не просто пустить телеги с едой по городам и весям (ранее туда княжеская дружина приезжала, чтобы собирать подать), не просто стал устраивать знаменитые пиры в Киеве, но и намерился даже отменить смертную казнь — поступок для того времени совершенно невиданный! Отговаривать от этого шага просиявшего милосердием князя приходило даже священство: мол, Богу Богово, а кесарю кесарево, и государь должен мирных людей от разбойников защищать. В итоге смертная казнь всё же осталась, но факт изменения (по терминологии христианской — покаяния) князя летопись сохранила в веках.«Князь Владимир, принимая православие, а перед этим, как известно, он отказался от представителей других религий, включая немецких епископов, сделал в первую очередь личный выбор, — заметил Сергей Попов. — И так глубоко воспринял православную веру, что полностью изменил свой образ жизни».
Но не только этим ограничиваются исторические напоминания князя Владимира сегодняшнему дню. Философ, политолог Сергей Волобуев считает, что это — обращение к внутреннему отношению россиян к собственной истории: «Если мы осмысливаем её не как цепь ушедших событий, которые к нам сегодня не имеют никакого отношения, а как то, что мы являемся прямыми носителями и наследниками тех смыслов, которые были заложены и сто, и тысячу лет назад, то тогда мы не утеряем духовную связь времён. Она является основой мировоззренческого выбора, который поможет преодолеть многие конфликты современного мира — будь научная сфера, политика или экономика».
Многие годы у нас не принято было обращать внимание на то, что в основе освобождения от монголо-татарского ига лежит многолетний духовный подвиг Сергия Радонежского. Что аналогичные подвиги Серафима Саровского привели целое поколение в России к покаянию. «Это очевидные факты, и важнейшая задача сегодня — воссоздать такую историю. Тогда она перестанет быть мозаикой фактов, а обретёт целостную концепцию». Это предложение отца Владимира Соколова никто из участников беседы не оспорил. А Сергей Попов заметил, что Россию сегодня активно хотят поставить в хвост очереди западной цивилизации, забывая, что наша цивилизационная идентичность была заложена выбором князя Владимира византийского православия, а не западного христианства, которое тогда ещё де-юре не выделилось в католицизм. И выбор этот, особенно в тяжёлые времена, наш народ подтверждает более тысячи лет.