Ум в порядок пока не приведён
Образование
Как повысить математическую грамотность школьников
«Трое студентов получили стипендию. Первый получил 0,9 той суммы, которую получил второй, и ещё 25 рублей, а третий студент получил 0,95 той суммы, которую получил второй, и ещё 15 рублей. Сколько денег получил каждый студент, если известно, что первый и третий получили поровну?»* Эта задача взята из учебника по математике для 6-го класса. Попробуйте её решить. Если возникли сложности, признайте — математическую подготовку в школах необходимо срочно совершенствовать.
Эта проблема стала особенно очевидной летом прошлого года, когда Рособрнадзору пришлось экстренно, «задним числом» снижать минимальный порог ЕГЭ по математике для получения удовлетворительной оценки — с 24 до 20 баллов. Если бы чиновники этого не сделали, «заваленный» экзамен лишил бы аттестатов примерно пятую часть школьных выпускников. Как повысить уровень преподавания точных наук в школе, в пресс-центре «Парламентской газеты» обсудили больше трёх десятков гостей — из Государственной Думы, Министерства образования и науки, экспертного и педагогического сообщества.
Задача с тремя неизвестными
В 2012 году Владимир Путин поставил перед чиновниками и педагогическим сообществом амбициозную задачу — сделать российское математическое образование одним из лучших в мире. Однако пока что до обозначенного президентом идеала нам далеко. Как констатировал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Владимир Бурматов, четверть школьных выпускников сегодня не могут решить даже простейшую математическую задачу. По нескольким причинам. Это может быть и низкая подготовка учителей-математиков в педвузах, и некачественные учебники, и недостаточная мотивированность самих школьников: инженерные специальности им кажутся не столь заманчивыми, как некоторые гуманитарные. Так что гранит математической науки подростки грызут без должного рвения, со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Знания подавляющего большинства учеников, не увлечённых математикой, в нашей стране остаются на уровне начальной школы, — признала заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Ирина Мануйлова. — И механизм, который позволил бы их с этого уровня «вытащить», не разработан до сих пор. Отсутствует даже серьёзная система контроля качества школьного образования на разных этапах».
Учитель и соцсети
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности Владимир Гутенёв напомнил: поднять уровень математических и естественно-научных специальностей сегодня стараются многие ведущие государства мира. «По этому пути идут, в частности, США и Китай, — сказал депутат. — В Китае только в прошлом году было принято решение о перепрофилировании 600 классических университетов в технические». А вот российской высшей школе не до подобных смелых решений. Технические вузы нашей страны и так из года в год сталкиваются с нехваткой должным образом подготовленных абитуриентов. Одна из причин — готовить их попросту некому. По мнению экспертов, выпускникам педвузов нередко самим не хватает знаний. Так что директора многих школ были бы рады взять в штат выпускников технических институтов и университетов. Но сделать это по действующим стандартам практически невозможно.
Другая сторона медали
Педагоги же, в свою очередь, уверяют: невысокие результаты ЕГЭ, продемонстрированные школьниками в прошлом году, — показатель не только слабой подготовки. «Наш лицей ведёт углублённое изучение физики и математики. Тем не менее средний балл ЕГЭ по русскому языку у нас 82, по математике — 68, по физике — 66», — констатировал директор лицея №1502 при МЭИ Владимир Чудов. Причиной подобного явления, по словам педагога, может быть «несбалансированность» так называемых контрольно-изменительных материалов (КИМов), разработанных для госэкзаменов по математике и физике. Сложность предложенных ученикам задач не позволяет набрать внушительное количество баллов даже тем выпускникам, кто изучал математику в профильных школах.
…Владимир Бурматов пообещал продолжить общение с педагогическим сообществом и направить в Минобрнауки сразу несколько предложений, призванных повысить уровень математической подготовки школьников. Но сделать это без учёта целого набора факторов всё равно не удастся, отметил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Алексей Благинин. «Новая концепция развития образования уже принята, — сказал эксперт. — Но в идеале нам необходимы и новое содержание математического образования, и новый подход к определению профессионализма в учительской среде, и новое, чёткое взаимодействие между различными органами власти и школами».
* Ответ: стипендия первого и третьего студентов — 205 рублей, второго — 200 рублей.