Рождество и борьба за освобождение Гроба Господня

Этот день в учебнике истории

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только в Евангелии от Луки и от Матфея. Но даже у евангелистов нет каких-либо указаний на конкретную дату этого события. Поэтому празднование Рождества 25 декабря по григорианскому календарю и 7 января в пересчёте по юлианскому выбрано условно, исходя из древних традиций поклонения солнцу. Зато даты Крестовых походов, призванных освободить Иерусалим и Гроб Господень от турок-сельджуков, захвативших большую часть Византии, точно известны. Первый Крестовый поход был организован в 1096-1099 годах и завершился достаточно успешно с образованием четырёх христианских государств — Эдессы, Антиохии, Триполи и Иерусалимского королевства. Но вскоре эти территории вновь были утрачены, и потребовались новые Крестовые походы, продолжавшиеся ещё почти 400 лет и направленные уже против других народов, в первую очередь против славян и пруссов. В конечном счёте рыцари-крестоносцы внесли свой кровавый вклад в формирование Европы.

Австрия

В австрийском учебнике истории рыцарская тема раскрывается в трёх частях. Сначала авторы рассказывают школьникам о рыцарях как новом виде вооружённых сил, появившемся в Средние века. Отличительной особенностью новых «солдат» стала броня воинов и лошадей. Кроме того, именно в эту эпоху началось возведение крепостей, служивших опорными пунктами рыцарей, в деле обороны своих территорий.

Далее австрийским школьникам рассказывают о развитии рыцарского движения, его уходе под опеку Церкви и начале Крестовых походов. В разделе для 7-го класса, в частности, указано, что «во времена Инвеститурных распрей (Инвеститура - введение в сан) зародилось движение так называемых крестоносцев. Папа Урбан II (1088-1099) в 1095 году провозгласил на Церковном соборе в Клермонте Первый крестовый поход. Поводом для него стал захват храма Гроба Господня турками-сельджуками (в битве при Манцикерте в 1071 году они победили византийские сухопутные войска и захватили Палестину). Многие рыцари поэтому, отправляясь на Святую землю, изображали на своей одежде кресты».

В качестве причин возникновения движения крестоносцев указаны: «наличие большого числа рыцарей, которые не имели наследства, то есть являлись неимущими и «безработными»; усилившаяся во времена Инвеститурных распрей общая религиозность народа; обещанное Папой отпущение грехов за участие в походе; особая престижность права называться «рыцарем Господа», а также тяга тогдашних рыцарей к приключениям и грабежу покоряемых народов».

Далее отмечено, что «полный трудностей и тягот Первый крестовый поход (1096-1099) под предводительством Готфрида фон Буиллона закончился кровопролитным взятием Иерусалима в 1099 году. Это вернуло Святую землю под управление христиан. При этом большая часть нехристианского населения и мусульман на этой территории была уничтожена. После Первого похода последовало ещё шесть Крестовых походов, которые продолжались до 1270 года. Организовывались они немецкими, английскими и французскими королями и дворянами».

Результатами этих войн составители учебника называют возникновение государств крестоносцев: королевство Иерусалим, Малая Армения и Кипр, графство Триполи и Эдесса, княжество Антиохия, которые к концу XIII века были снова завоёваны мусульманами, а также возникновение религиозных рыцарских орденов, среди которых наиболее известными стали орден Иоаннитов, орден Тамплиеров и Тевтонский орден.

Об иоаннитах и тамплиерах далее не рассказывается, авторы учебника сосредоточились на описании Тевтонского рыцарского ордена, который действовал на территории сегодняшней Австрии. В учебнике сказано, что «основанный в 1198 году как объединение религиозных воинов, Тевтонский орден получает новую нетипичную для прежних времён задачу. В связи с расширением германских земель на Восток, что стало следствием так называемой восточной колонизации, его рыцарей в 1226 году приглашает герцог Конрад Мазовецкий (Konrad von Masowien) для завоевания этнических пруссов. В результате в течение 200 лет пруссы оказались практически полностью истреблены немцами. Под лозунгом «Мечом и кровью» тевтонские рыцари покоряли и другие прибалтийские племена, которые затем обращались в христианство. Параллельно с этим орден образовал собственное государство, расположенное на территории бывших земель пруссов, а также на части территории Латвии, Литвы и Эстонии».

«К середине XIV века Тевтонский рыцарский орден стал самым могущественным государством на побережье Балтийского моря. Его столицей стал город-крепость Мариенбург (ныне польский город Мальборк. - Прим. ред.). Однако зародившееся в это время Польское государство смотрело на соседство с Тевтонским орденом неодобрительно, и в 1410 году польско-литовское войско (с участием русских смоленских и татарских полков. - Прим. ред.) в битве при Грюнвальде разгромило армию рыцарей-крестоносцев. От этого поражения Орден так и не смог оправиться.

подготовил Александр Собина, Вена

Польша

В польских учебниках для гимназий в меньшей степени говорится о крестовых походах, но очень подробно описан конфликт с Тевтонским орденом крестоносцев 1399-1410 годов. В программе по литературе предусмотрено изучение романа Генрика Сенкевича «Крестоносцы», хорошо известного у нас в стране по его экранизации. Кстати, в польских городках Спыхов и Богданец сохранились развалины замков главных героев романа - Юранда и Збышко.

Сербия

Учебник истории для 6-го класса основной школы. Автор профессор Раде Михальчич. Издательство «Публикум», 2012.

Тема 4. «Европа в позд Средневековье».

«Период крестовых ходов (1095-1270) меновался столкновениями между христианами и мусульманами. Они считали друг друга «неверными». Христиане в XI веке постепенно вытесняли мусульман из Испании. Папа Римский решил использовать успехи христиан. На церковном соборе в Клермоне (1095) во Франции Папа призвал присутствующих освободить Иерусалим, который удерживали «враги Христовы». Меч стал оружием Папы. За несколько месяцев он объехал всю Францию, проповедуя борьбу против «неверных» и наделяя желающих крестами из красной ткани. Ратники, которые нашивали эти кресты на плечи, стали называться крестоносцами… Они стремились прославиться на военном поприще. Привлекала их и перспектива захвата богатой добычи в развитых городах Востока.

На призыв Папы откликнулись и бедные слои населения, которые видели в походах возможность убежать от действительности. Из Франции и Германии в направлении Святой земли выдвинулись многочисленные крестьянские отряды. Без оружия и опыта ведения военных действий практически все они были уничтожены при первом столкновении с турками.

Регулярные подразделения крестоносцев возглавляли влиятельные феодалы. Они добирались до Святой земли по реке Дунай, а также по суше и морю. Крестоносцы быстро сломили сопротивление турок-сельджуков, захватили ряд городов в Малой Азии, а в 1099 году заняли Иерусалим. Три дня они разоряли этот город, грабя и убивая мусульман.

Были основаны государства крестоносцев. Самым значительным из них стало Иерусалимское королевство.

Постоянная опасность для крестоносцев исходила от близлежащих мусульманских территорий, население которых возглавлял мудрый и храбрый полководец Саладин. Несмотря на наличие крепостей, построенных крестоносцами, граница с пустыней была практически открыта, а армия европейцев испытывала недостаток солдат. В результате крестоносцы стали терять город за городом и в конце концов утратили контроль над Иерусалимом.

Падение Иерусалима послужило поводом для Третьего крестового похода. Армию крестоносцев возглавили германский король Фридрих Барбаросса и английский король Ричард Львиное Сердце, однако они не смогли вернуть Иерусалим.

Последний - Восьмой - крестовый поход начался в 1270 году. Он так же, как и предыдущие, не увенчался успехом.

подготовил Алексей Корнилов, собственный корреспондент, Белград

Испания

Учебник «Социальные науки, география и история», 2-й курс обязательного среднего образования. Висенс Вивес. Издательство «Демос». Мадрид, 2009

Что такое крестовые походы?

Места, где жил Христос, особенно Иерусалим (Святая земля), превратились для христиан в места паломничества. Хотя этот город был завоёван мусульманами, христиане могли его посещать. Однако эта ситуация изменилась, когда турки оккупировали Иерусалим в XI веке и запретили доступ в город христианским паломникам. В 1095 году Папа Римский Урбан II для освобождения Святой земли обратился с призывом ко всему христианскому миру принять участие в военной кампании и пообещал спасение всем её участникам.

В XI-XIII веках были проведены так называемые крестовые походы по отвоеванию священных мест. В них участвовали крестьяне, солдаты и рыцари, желающие получить землю и власть, а также авантюристы и торговцы, заинтересованные вести торговлю с портами Ближнего Востока.

Рыцари из королевств Пиренейского полуострова также участвовали в героических деяниях по защите святых земель. Когда один из руководителей Первого крестового похода Раймунд IV Тулузский отправился на освобождение Иерусалима, многие испанские рыцари решили последовать за ним, среди них были испанские тамплиеры Педро де Монкада и Гильермо де Кордона. Особенно отличился дон Гильермо, граф Сардинский, позже известный как Гильермо Иорданский после нового крещения в водах этой библейской реки. Другой испанский дворянин Беренгер Рамон II, по прозвищу Братоубийца, также был участником Первого похода, храбро воевал рядом с Раймундо и погиб в Иерусалиме. Принц Рамиро Санчес Наваррский отличился при штурме Иерусалима в 1099 году, а по возвращении домой перед смертью составил завещание с наказом построить церковь в честь Богородицы и хранить в ней святую реликвию и изваяние Девы Марии, предположительно сделанное самим Святым Лукой, которые были привезены из Иерусалима. (Эта церковь до сих пор существует в Риохе под именем Скита Святой Марии из купели). Однако крестоносцев-испанцев было много меньше рыцарей из других христианских государств. Главной причиной этого явилось ведение королевствами полуострова своих «частных» крестовых походов против «неверных магометанцев» задолго до призыва Папы Урбана II.

Крестовые походы в Святую землю закончились в 1291 году, после того как мусульмане захватили Сан Хуан де Акре - последний бастион христиан».

Учебник «История и кутура религий». Второй обязательного среднего образования. Издатель «ЕDEBE», Барселона, 2009.

Религиозные традиции для всех

Одно Рождество или несколько Рождеств?

Учебник «История». Для 7 класса и старше. Коллектив авторов. Издательство «Дудэн», 2013.Сегодня многие традиции религиозного происхождения соблюдаются большим количеством людей, которые не являются верующими, из-за чего частично теряется значение того, что отмечается. Но с другой стороны, это демонстрирует определённую общность между верующими и неверующими, которых объединяют важные ценности, такие как надежда, дружба, семья и так далее.Рождество начали праздновать в IV веке. В Евангелии не говорится о дате рождения Христа. Дата 25 декабря было принята как день, в который римляне праздновали различные праздники, связанные с Солнцем, конкретнее, с зимним солнцестоянием. Культ Солнца или культ богов солнца, совпадающий с зимним солнцестоянием, праздновался в различных культурах. Например, на Средиземноморье очень распространённым было празднование, посвящённое богу Митре персидского происхождения. Подобный праздник, посвящённый богу Осирису, отмечался у египтян, а у греков - богу Дионису. Римляне в этот день отмечали День рождения непобедимого Солнца (Dies Natalis Solis Invicti) - праздник, довольно укоренившийся у многих христиан. Рождество Христово объединилось с более ранними праздниками. С христианской точки зрения, этим подчёркивается факт того, что для верующих Христос является светом, как Солнце для планет.

Рождественские обычаи

Первые воспроизведения сцены Рождества - Рождественский вертеп - были, по-видимому, осуществлены в церквях в Средние века по инициативе Франциска Ассизского как форма приобщения самых простых слоёв населения к празднованию Рождества.

Обычай украшать рождественскую ёлку был дохристианским, который родился у народов севера Европы и был связан с поклонением их богам. Для христиан он стал символом верности Богу, которая не изглаживается из памяти людей, как дерево, сохраняющее листья, несмотря на зиму.

подготовил Андрей Силин, Мадрид

Япония

Учебник «Мировая история». Коллектив авторов. Издательство «Ямакава», Токио, 2014.

Зарождение христианства

Календарь 354 года - это первый календарь, в котором 25 декабря появляется как праздник рождения Христа. Наряду с Рождеством стали также отмечать 6 января праздник Богоявления, или Поклонения волхвов. Этот праздник у православных христиан имеет особое значение: по своей важности он для них эквивалентен Рождеству в странах католической традиции.Христианство зародилось в I веке н.э. на территории управлявшейся Римом Палестины. Представлявшие иудаизм священнослужители и фарисеи поддерживали Рим и оставались безучастными к чаяниям простых людей. Иисус Христос (Христос - от греческого слова «мессия») подвергал критике фарисеев, проповедовал общество, где царит любовь к ближнему и нет деления на бедных и богатых. Иудейские священники и фарисеи представили Иисуса как предателя, и по приговору Понтия Пилата он был распят на кресте. Затем среди последователей его учения родилась вера в то, что Христос воскрес, а его смерть была платой за искупление грехов человеческих. Это стало одним из постулатов христианства.

*    *    *

Крестовые походы

В ходе Четвёртого крестового похода вместо завоевания Святой земли под давлением венецианцев главной целью фактически оказался Константинополь - соперник Венеции. Константинополь был захвачен, и на его месте образована Латинская империя (1204-1261 гг.). Всего было семь крестовых походов, но по их итогам отвоевать Святую землю так и не удалось. При этом рыцарские ордена, в первую очередь германские, занялись в различных местах активной деятельностью по защите паломников, отправлявшихся к Святой земле.

подготовил Александр Бузин, собственный корреспондент, Токио

Просмотров 3731

25.12.2014 19:07